-
-
-
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и скачать материал
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и скачать материал
Зарегистрироваться

Здравствуйте! Статьи на сайте gd.ru доступны только зарегистрированным пользователям, но мы можем оперативно открыть вам доступ к этому материалу через наш telegram-бот.

×

Видеоролики по основным бизнес-процессам, тренинги по личной эффективности, мастер-классы известных управленцев и записи закрытых мероприятий

Канал для руководителей и владельцев бизнеса. Полезный контент и кейсы от ведущих экспертов помогут вам справится с любыми управленческими задачами.

-

Директивное ценообразование: влияние государства на цены

29 марта 2024
7221
Средний балл: 0 из 5
эксперт Актион Управление, автор портала gd.ru

При директивном ценообразовании производитель вынужден продавать свою продукцию по ценам, которые устанавливает не он сам, а государство. Расскажем, в каких случаях необходимо директивное ценообразование и к каким последствиям оно приводит. 

Что такое директивное ценообразование

Ценовая политика компаний и способы определения цен на товары зависят от типа экономической системы и вида рынка, на котором функционирует бизнес.

В условиях рыночной экономики действует принцип свободного ценообразования, обоснованный классическими экономическими теориями. Рынок является саморегулирующейся системой. Государство не вмешивается в ценовую политику компаний, а только определяет общие принципы и правила ценообразования. Но один из недостатков рыночной системы – нестабильность цен. Иногда рыночный механизм нуждается в корректировке, которая помогала бы поддерживать цены на приемлемом уровне и не допускать их намеренного необоснованного завышения. 

Директивное ценообразование – это когда производитель вынужден придерживаться цен, установленных директивно, «сверху», в виде рекомендаций или нормативных актов правительства.

Директивная цена не зависит от спроса и ситуации на рынке. Она складывается из затрат на производство (себестоимости) и наценки – определенного уровня желаемой прибыли (рентабельности), заявленной производителем. При этом государство проверяет экономическую обоснованность показанных затрат и норм рентабельности. Итоговая цена должна удовлетворять платежеспособный спрос населения и при этом давать производителю возможность развиваться, повышать эффективность производства.

Отказ от идей о саморегулировании рынка произошел в США в 1930-е годы, во время Великой депрессии. Были приняты законы, которые увеличили степень вмешательства государства в национальное хозяйство. Директивное ценообразование на некоторые категории товаров стало обычным явлением. Государственные механизмы регулирования цен применяют в Китае, Северной Корее.

Примеры директивного ценообразования в России: 

  • Цены на вооружение и военную технику (Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2017 № 1465); 
  • Цены на лекарства (Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 № 61-ФЗ, статьи 60-63; Реестр жизненно-важных лекарственных препаратов (ЖНВЛП) на сайте Минздрава РФ с принятыми наценками на них); 
  • Тарифы на пассажирские перевозки и перевозку грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ, статья 8).

К какой экономической системе относится директивное ценообразование

Полностью директивное ценообразование характерно для плановой (командной, централизованной) экономики. Ее основные черты:

  • доминирование государственной собственности;
  • централизованное ценообразование – определение правительством фиксированных конечных цен практически на все виды продукции;
  • централизованное планирование – определение центральными органами управления сроков и объемов выпуска продукции, распределение ограниченных ресурсов в соответствии с планами.

При директивном ценообразовании, вопреки базовым законам рыночной экономики, изначальная цена не меняется в зависимости от спроса. Стоимость формируется еще на стадии производства, до непосредственного выпуска продукции. Измениться она может, только если выйдет новая директива правительства, закрепляющая новые цены. 

В чистом виде директивное ценообразование присутствовало в Советском Союзе. 

Совсем иначе обстоят дела в условиях рыночной экономики. Основы рыночной системы: 

  • право частной собственности; 
  • свобода предпринимательства;
  • свобода в установлении цен; 
  • конкуренция товаропроизводителей; 
  • равные условия для всех участников рынка.

При рыночной экономике цену устанавливает сам производитель. Она является результатом соотношения спроса и предложения. Изначальная цена может эластично меняться и корректироваться в зависимости от спроса. Пример страны с рыночной экономикой – США. 

Директивное ценообразование бывает не только в условиях командной экономики. Рыночной экономике тоже могут быть присущи черты директивного ценообразования. На сегодняшний день во многих странах с рыночной системой используют те или иные способы частичного регулирования цен. В этом случае правительство регулирует цены лишь на определенные виды продукции, обычно социально значимые. При этом оно не вмешивается в ценообразование на остальные группы товаров, оставляя это на усмотрение производителей.

система гендир

Еще больше по теме — в Системе Генеральный Директор

Задачи директивного ценообразования

Государство может прибегать к директивному установлению верхнего или нижнего предела цены. 

Есть несколько причин, по которым устанавливается верхний предел цен:

  • предотвращение необоснованного завышения цен производителями;
  • предотвращение роста цен из-за инфляции;
  • защита населения: гарантия доступности необходимого минимума жизненных благ, возможности приобрести товары первой необходимости, формирование уверенности в завтрашнем дне;
  • ограждение участников рынка от недобросовестной конкуренции;
  • создание условий для честной конкурентной борьбы.

Часто директивное ценообразование является практическим инструментом реализации антимонопольного законодательства. В этом случае оно призвано не позволить компании-монополисту спекулировать своим доминирующим положением и устанавливать такие цены, которые сделают его товары или услуги недоступными для значительной части потребителей. 

Государство контролирует нижний порог цен:

  • для экономической поддержки некоторых отраслей (например, сельского хозяйства);
  • для контроля объемов продаж некоторых товаров в соответствии с социальной политикой (например, алкоголя и табачной продукции);
  • для борьбы с демпингом.

Директивное установление цен: где применяется

Директивное ценообразование при рыночном типе экономической системы обычно касается социально значимых товаров, услуг или отраслей производства. Именно от их доступности зависит социальная защищенность отдельных групп населения. Обычно это такие товары и услуги, как:

  • лекарства;
  • товары первой необходимости; 
  • некоторые виды продовольственных товаров;
  • электроэнергия;
  • природный газ;
  • нефть и ее транспортировка;
  • жилищно-коммунальные услуги;
  • услуги городского транспорта;
  • железнодорожные перевозки (пассажирские и грузовые);
  • авиаперевозки;
  • доставка почтовых сообщений;
  • услуги связи.

Директивное ценообразование: способы влияния на цены

У государства существует два способа контролировать уровень цен:

  • прямой (директивный);
  • косвенный (экономический).

Стратегия директивного ценообразования имеет многообразие форм прямого ценового регулирования:

  • Установление фиксированной цены. Именно такой способ чаще всего применяется для регулирования цен на социально значимые товары и услуги.
  • Установление максимальных размеров торговых надбавок. 
  • Ограничение цен: введение верхнего и нижнего лимитов, минимально и максимально возможной цены. 
  • Установление предельных коэффициентов разового повышения цен. Это позволяет не допускать скачкообразного роста стоимости конкретного товара.
  • Установление уровня рентабельности: это определение приемлемой нормы прибыли, которая сразу закладывается в стоимость. 
  • Установление гарантированных цен. Даже если реальная рыночная цена на данную продукцию оказывается ниже, при ее закупках применяются гарантированные цены. Такая система часто действует в сфере сельского хозяйства. 
  • «Замораживание» рыночных цен на определенное время для ограничения уровня инфляции.
  • Фиксирование монопольных цен, если предприятие-монополист злоупотребляет своим положением, затрудняя другим компаниям доступ на рынок, то есть ограничивает свободу конкуренции.

Примеры прямого регулирования цен в России:

  • Предельная минимальная цена на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью выше 28 процентов (Письмо Минэкономики РФ от 7 октября 1996 № ИМ-934/7-982). 
  • Минимальный и максимальный уровни установления (изменения) тарифов для грузовых перевозок (Приказ ФСТ России от 18.12.2012 № 398-т/3 (ред. от 13.07.2018). Именно исходя из этого исчисляют ставки оплаты за пользование контейнерами и вагонами.

Способы косвенного регулирования рыночных цен:

  • ввод или отмена таможенных ограничений;
  • налоги; 
  • пошлины;
  • дотации;
  • льготы;
  • компенсация затрат производителей;
  • запреты ценовой дискриминации и демпинга;
  • кредитование по льготным ставкам;
  • предоставление налоговых каникул.

Все эти меры задают определенные правила игры на свободном рынке. Напрямую они не влияют на стоимость товаров, но от них зависит стоимость импортного сырья и материалов, условия их поставки. Это влияет на себестоимость выпускаемой продукции и вынуждает производителей повышать или снижать цену.

Директивное ценообразование: контроль директивных цен

Государство не только устанавливает директивные цены, но и контролирует, как предприниматели соблюдают установленные ограничения. 

К контролирующим органам на разных уровнях (федеральном и региональном) относятся:

  • Министерство экономики РФ;
  • Органы исполнительной власти и местного самоуправления в регионах;
  • Антимонопольная служба;
  • Государственная торговая инспекция;
  • Налоговая инспекция.

В случае необоснованного завышения цен к компании, чья деятельность подлежит государственному регулированию, применяют меры воздействия: 

  • установление твердых, фиксированных цен на реализуемую продукцию; 
  • определение предельного уровня рентабельности и торговой надбавки;
  • иные меры экономического и административного воздействия.

Последствия и недостатки директивного ценообразования

У политики вмешательства в ценообразование есть преимущества: это делает ситуацию на рынке более предсказуемой и обеспечивает доступность базовых товаров и услуг практически всем потребителям независимо от их платежеспособности. Но у данной стратегии есть и явные минусы. 

К недостаткам директивного ценообразования относят:

  • отсутствие экономических свобод у предпринимателей;
  • отсутствие у производителей стимула увеличивать конкурентоспособность своей продукции, повышать ее качество.

При директивном ценообразовании, когда стоимость товаров определяется вне зависимости от спроса, рынок неизбежно начинает меняться, нарушается экономическая основа ценообразования, что приводит к диспропорциям в экономике. 

Последствия введения верхнего порога цен

  • Недостаточное производство и дефицит товаров. Не всем покупателям хватает товара в официальных магазинах. 
  • Возникновение нелегального «черного рынка». Цены там существенно завышены, так как включают в себя риски административных штрафов для продавца. Они превышают не только верхний предел цены, установленный государством, но и рыночные цены.

Директивное ценообразование: когда государство вмешивается в ценовую политику компании

Рис. 1. Возникновение «черного рынка». Если директивная цена Pf будет ниже равновесной цены Р0, появится дефицит товара в размере QD – QS. При этом в условиях дефицита цена спроса PD превышает верхний установленный государством предел цены Pf. Возникает «черный рынок». Кривая предложения при достижении QS смещается вверх (S0 → S1). Появляется новая цена Р1, уравновешивающая спрос и предложение на «черном» рынке». Она будет превышать не только установленный государством предел, но и рыночную цену (Р1 > Р0 > Рf). 

  • Нерентабельность производства и исчезновение некоторых видов товаров. Производителю будет невыгодно выпускать их. Он пересмотрит продуктовый портфель и заменит эти товары более дорогими аналогами, чтобы не работать в минус. 
  • Увеличение цен на другие позиции, не подлежащие ценовому регулированию. Это поможет бизнесу восполнить недополученную прибыль. Пример: увеличение цен на лекарства, не входящие в регулируемый правительством список ЖНВЛП.
  • Снижение качества товара. Так как ограничена прибыль, предприятию приходится экономить на затратах на производство. 
  • Снижение спроса. Оно произойдет, когда покупатели заметят ухудшение качества товара.

Директивное ценообразование: когда государство вмешивается в ценовую политику компании

Рис. 2. Увеличение предложения и последующее падение спроса при снижении качества продукции. Сначала объем продаж по фиксированной цене на некоторое время увеличивается: кривая сдвигается вправо (S0 → S1). Но затем, когда потребители заметят ухудшение качества продукции, спрос уменьшится (D0 → D1). Рыночная цена P0 совпадет с директивной ценой Pf при более низком качестве продукции.

Последствия введения нижнего порога цен

  • Падение спроса. Если цена установлена выше среднерыночной, покупатели не могут позволить себе приобретать данный товар. Они снижают частоту и объем покупок.
  • Перепроизводство и переизбыток товаров. Компании продолжают производить товар в прежнем объеме. Излишки скапливаются в торговых сетях. 
  • Появление «черного рынка». Там, чтобы ликвидировать переизбыток, эти же товары могут продаваться дешевле, чем в официальных магазинах. 
  • Дополнительные затраты для государства. Оно вынуждено выкупать у предпринимателей избыточное предложение или выплачивать им дотацию за каждую проданную сверх минимального объема единицу продукции, чтобы не допустить возникновения «черного рынка».

При директивном ценообразовании цены на продукцию определяет не производитель, а государство. Это помогает поддерживать цены на определенном уровне и обеспечивать доступность социально значимых товаров и услуг для всех групп населения. Но директивное ценообразование сопровождается экономическими потерями общества.

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.