-
-
-
Простите, что прерываем Вас...

Этот файл доступен для скачивания только зарегистрированным пользователям. Станьте им. Регистрация быстрая.

А скачивать сможете не только этот, но и сотни других полезных шаблонов и документов для управленцев.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и скачать материал
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем Вас...

Этот файл доступен для скачивания только зарегистрированным пользователям. Станьте им. Регистрация быстрая.

А скачивать сможете не только этот, но и сотни других полезных шаблонов и документов для управленцев.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и скачать материал
Зарегистрироваться
-

PEST-анализ магазина

7 июня 2022
1452
Средний балл: 0 из 5
PEST-анализ магазина
PEST-анализ магазина

Комплексный PEST-анализ магазина – это изучение ключевых факторов макросреды, которые воздействуют на работу компании и размер прибыли. Его проводят для повышения конкурентоспособности и поддержания стабильности продаж. В статье расскажем, как провести PEST-анализ магазина, приведем реальные примеры анализа интернет-магазина и магазина по продаже одежды.

Зачем проводится PEST-анализ магазина

PEST-анализ торговой организации – метод, который помогает изучить факторы окружающей среды, оказывающие непосредственное влияние на компанию. На основании полученных результатов можно разработать адаптивные способы управления.

Всего выделяют 4 группы основных показателей, которые оказывают прямое влияние на субъект хозяйствования, – это:

  • Politics (политические).
  • Economics (экономические).
  • Socio-Culture (социальные).
  • Technology (технологические).

Первые буквы в  каждой группе критериев формируют название инструмента – «P + E + S + T».

PEST-анализ магазинаМетод PEST-анализа часто путают со SWOT-анализом. Принципы схожи, а в некоторых случаях – идентичны. Но при PEST-анализе оценивают общую ситуацию и учитывают тенденции рынка. В рамках этих факторов компания может повлиять на какие-то обстоятельства. А при SWOT-анализе дают оценку месту компании в рамках сложившихся обстоятельств, анализируют свои перспективы и возможности. Большие компании применяют оба метода. При этом PEST-анализ проводят в долгосрочной перспективе. Его основная задача – спрогнозировать работу магазина на 3-5 лет вперед.

На примере PEST-анализа магазина прорабатывают все вышеперечисленные факторы, чтобы изучить текущее состояние макросреды и оценить риски в будущем. Понимая их, руководство компании сможет заранее перестроить и адаптировать всю деятельность торговой точки, что поможет сохранить конкурентоспособность и даст возможность продолжить развитие в выбранном направлении.

Значение PEST-анализа и цели:

  • выявление реальных ситуаций по важнейшим направлениям;
  • определение тенденций, оказывающих конкретное воздействие на бизнес;
  • изучение основных трендов, которые влияют на прибыль и на рентабельность компании;
  • выделение всех приоритетных факторов влияния, изучение структуры и основных изменений;
  • правильный подбор направлений при проведении стратегического планирования

При анализе формируют основной план, который разрабатывается с учетом полученных данных. Но если по ключевым параметрам предполагаются определенные риски, создают дополнительный план работы.

К преимуществам PEST-анализ магазина относится возможность получить наглядные результаты и подобрать параметры, полагаясь на стратегические цели и задачи. К недостаткам – трудоемкость работы, большие расходы на сбор и изучение необходимых сведений.

Какие факторы исследуют при PEST-анализе магазина

PEST-анализ магазина одежды, продуктов и любых других товаров начинают с рассмотрения факторов в 4 группах:

Политические факторы

 

В группу включены политические и правовые факторы внешней среды, которые касаются самой компании или сегмента, в котором она работает. В данном случае – торговли. При анализе важно спрогнозировать, что может измениться в политическом и правовом аспекте. Например, примут ли в скором времени новые законы или нормативные акты, которые смогут оказать прямое влияние на деятельность компании. Так, в течение ближайших 3-5 лет изменения могут произойти по причине введения моратория на торговлю определенными группами товаров, что повысит акцизные ставки, изменит торговую наценку и усложнит открытие новых торговых точек.

В рамках этого аспекта изучают степень влияния государства и муниципальной власти на механизм работы в целом, поэтому тут нужно обратить внимание на степень демократичности общества и рынка: есть ли какие-то рычаги влияния на бизнес, как войти или выйти из коммерческих структур.

Здесь же определяют зависимость конкретной торговой сети от государства и органов контроля, сопоставляют данные с планируемыми действиями, например, с расширением и открытием новых подразделений и филиалов.

В последнюю очередь определяют место государства в торговле и экономике. Например, если страна выходит из определенных сообществ, рынки сбыта могут сокращаться или расширяться. Кроме этого, для анализа важно понять, могут ли ввести в отношении государства дополнительные санкции и просчитать, как это отразится на торговле конкретного магазина или торговой сети.

Экономические факторы

 

Второй этап PEST-анализа позволяет спрогнозировать экономические предпосылки развития бизнеса.

В рамках этой группы выделяют 6 элементов:

  1. Общую экономическую ситуацию. Прогнозируют, что произойдет в течение 3-5 лет с экономикой региона или страны в целом, какие перспективы роста, улучшения или, напротив, ухудшения ситуации ожидаются. Основная задача эксперта заключается в выявлении тенденций к определенным процессам.

  2. Курс национальной валюты и стоимость капитала на рынке. При проведении анализа определяют, укрепится или обвалится национальная валюта, насколько подорожают доллар и евро, что в ближайшее время произойдет с рынком капитала и будут ли эффективны инвестиционные вложения.

  3. Уровень безработицы и занятости населения. Рост безработицы позволит сократить фонд оплаты труда и уменьшить затраты. С другой стороны, высокий уровень безработицы приведет к снижению дохода населения и уменьшению платежеспособности. В итоге это скажется на снижении продаж и уменьшении рентабельности.

  4. Инфляционные процессы. Один из важнейших индикаторов, который позволяет спрогнозировать не только денежные потоки компании, но и доходы с расходами. На этом этапе нужно понять, как подорожает ведение бизнеса в целом.

  5. Изменение объемов ВВП. Этот показатель связан с первым фактором – общей ситуацией в экономике. Чем она лучше, тем больше ВВП.

  6. Стабильность банковского сектора. В задачи входит прогноз эффективности вложений денежных средств на депозиты. Следует оценить степень общего риска оформления инвестиционных продуктов, а также получения кредитов.

Оценка всех экономических факторов помогает понять, какие предпосылки есть у торговой компании для роста.

Социальные факторы

 

PEST-анализ магазина продуктов, одежды, бытовой химии или промышленных товаров включает в себя оценку социальных факторов развития общества и рынка. Она нужна для прогнозирования успеха бизнеса, так как существует прямая связь между уровнем социальной защищенности, менталитета, культуры населения и покупками.

При анализе учитывают и демографическую ситуацию. Делается это для того, чтобы оценить возрастную структуру общества и предлагать товары, которые пользуются спросом. Кроме этого, определяют текущие предпочтения и возможности населения.

Технологические факторы

Основная задача – понять, что изменить в будущем в рамках технологического оснащения, модернизации и ассортимента. Эти факторы помогут в дальнейшем сформировать стратегию продвижения, маркетинговых исследований и коммуникаций с потребителями.

 

Чем PEST-анализ магазина будет отличаться от анализа компании

PEST-анализ интернет-магазина, розничной или оптовой торговой точки используется для разработки системы управления, маркетингового и стратегического планирования. С его помощью:

  • анализируют текущее состояние рынка, особенности и динамику развития;
  • прогнозируют изменения факторов;
  • сопоставляют утвержденную стратегию с представленными прогнозами;
  • корректируют стратегию, чтобы получить желаемые результаты;
  • превентивно реагируют на будущие угрозы;
  • используют неочевидные стратегические возможности для общего развития;
  • стараются не отстать от конкурентов и меняющихся потребностей покупателя.

Эти цели стоят перед владельцами магазинов и компаний. Но в магазинах на первое место ставят те факторы, которые позволяют определить динамику развития в торговле – особый акцент делают на политические и экономические. Компании, занимающиеся выпуском продукции, опираются на все 4 фактора, так как производственное предприятие всегда имеет возможность улучшить качество продукции при современном технологическом оснащении и проведении модернизации. Для магазинов это важно в меньшей степени.

PEST-анализ магазина при правильном использовании поможет предотвратить ошибки и воспользоваться благоприятными возможностями. Методика востребована для всех компаний, которые стремятся использовать максимум доступных ресурсов и держать руку на пульсе. Игнорирование такого анализа приведет к снижению конкурентоспособности.

PEST-анализ не всегда дает точные прогнозы, а его данные не возводят в ранг непогрешимой истины и применяют, как правило, совместно с другими маркетинговыми инструментами, которые повышают вероятность прогнозов и дают возможность получить полную картину, приближенную к реальности.

Как провести PEST-анализ интернет-магазина

PEST-анализ интернет-магазина продуктов проводят в следующей последовательности:

  1. В рамках группы всех факторов определяют степень влияния на деятельность торговой точки:
  • интернет-магазин увеличит объемы продаж при появлении новых платежных систем и методов оплаты;
  • онлайн-платформы увеличат количество покупателей при реализации новых методик коммуникаций, рекламы и продвижения.
  1. Каждую группу факторов делят на элементы – выделяют те составляющие, которые имеют непосредственное отношение к данному объекту. Дают оценку влияния каждого фактора в рамках каждой группы на работу всего бизнеса.
  2. Оценивают вероятность наступления указанного фактора в рамках каждой из групп.
  3. Разрабатывают разные варианты решения возникших проблем, формулируют несколько вариантов стратегического решения в средней и долгосрочной перспективе.
  4. Выбирают лучшую стратегию, которая будет корректно учитывать интересы.

Как провести анализ продаж

Анализ продаж помогает выявить, будет ли расти или уменьшаться объем реализации. Кроме этого, он необходим, чтобы определить ассортимент, являющийся перспективным, а также узнать, какую продукцию следует продвигать более активно. Узнайте из решения Системы Генеральный Директор, как его правильно провести.

Узнать подробнее

Возможный вариант итоговых результатов после проведения PEST-анализа интернет-магазина:

Политические факторы

 

Ужесточается контроль над работой всех магазинов, в том числе и через онлайн-точки.

От муниципальной власти конкретного региона получены дополнительные дотации и льготы, предназначенные для представителей малого бизнеса.

Ведется пристальный контроль за работой интернет-магазинов, совершаются выездные проверки со стороны ФНС.

Экономические факторы

 

Налоговая политика государства в отношении торговых компаний ужесточается.

Экономика государства улучшается.

Растут доходы населения, что ведет к улучшению покупательной способности.

Снижаются темпы инфляции.

Увеличивается минимальная заработная плата, и повышаются социальные стандарты.

Увеличивается объем кредитования, банковская система становится более лояльной.

Социальные факторы

 

Среди кадров наблюдается высокий уровень некомпетентности.

Отсутствует комплексный подход при формировании специалистов, которые могли бы работать в сфере интернет-продаж.

Специфика работы магазина сложная.

Среди старшего поколения наблюдается недоверие к покупкам в онлайн-сфере.

Технологические факторы

 

В работу сайта внедряются новые технологии.

Интернет-продажи модернизируются.

Степень инновационных компонентов повышается.

Как провести PEST-анализ магазина одежды

Рассмотрим пример PEST-анализа магазина одежды в упрощенном варианте. Торговая точка предлагает детскую одежду и обувь зарубежных брендов. Ценовой сегмент – средний. Сеть работает в 8 магазинах, расположенных по всему городу. Заказ можно оформить на сайте торговой сети, а выбранные изделия – примерить в магазине.

Пример PEST-анализа:

Политические факторы

На отрасль положительно влияют законы, предоставляющие преференции российскому бизнесу. Сеть магазинов предлагает товары по доступным ценам, что способствует повышению конкурентоспособности.

Изменения в таможенном законодательстве, повышение таможенных сборов и пошлин оказывает негативное влияние. Растут расходы и увеличиваются сроки заключения договоров с иностранными контрагентами. Все это приводит к снижению рентабельности и повышению накладных расходов.

Из этого можно сделать вывод, что ситуация по политическим факторам не совсем благоприятная. Владельцу бизнеса стоит позаботиться об изменении ассортиментного ряда и заключении договоров с российскими поставщиками.

Экономические факторы

При росте инфляции повышаются цены на зарубежные товары, снижаются общие объемы продаж.

При нестабильном курсе валют с рынка уходят мелкие продавцы розницы, что способствует укреплению торговых позиций розничных сетевых магазинов с продукцией узнаваемых брендов.

Из этого следует, что экономическая ситуация дает магазину детской одежды дополнительные преимущества. Чтобы спрос был стабильно высоким, следует запустить рекламу, ориентированную на целевые группы.

Социальные факторы

Увеличение рождаемости влечет к спросу на товары для детей и росту объемов реализации.

Доходы населения снижаются, изменяется структура спроса, клиенты выбирают экономичную продукцию. Это значит, что ассортимент стоит пересмотреть и остановиться на бюджетной одежде и обуви.

Технологические факторы

Средства автоматизации развиваются. Это приводит к оптимизации работы магазина одежды, снижению расходов на обработку и оформление заказов.

Разработка новых приложений дает покупателям возможность выбрать одежду, не выходя из дома. Это повышает оперативность выбора и оформления заказа.

Отсюда следует, что автоматизация влечет за собой снижение накладных расходов, повышает прибыль и увеличивает число постоянных клиентов.

Подписка на журнал «Генеральный Директор»

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.