Режим работы водителя в России регулируется специальными нормами трудового законодательства, которые закрепляются в правилах внутреннего распорядка и трудовых договорах. В статье разберем ключевые требования к графику работы водителей и практические рекомендации по его составлению.
- Особенности режима работы водителей в 2025 году: изменения
- Сколько длится рабочий день у водителя
- Как установить режим труда и отдыха водителя по тахографу
- Как составить график рабочего дня водителя
- Особенности режима работы водителей
- Режим работы водителя-дальнобойщика
- Режим работы водителя скорой помощи
- Режим работы двух водителей
- Режим работы водителя легкового автомобиля
- Режим работы водителей городского транспорта
- Возможен ли ненормированный рабочий день водителя
- Договор с водителем на ненормированный рабочий день
- Штрафы за нарушение режима работы водителя
Особенности режима работы водителей в 2025 году: изменения
Министерство транспорта России утвердило обновленные правила режима работы и отдыха для водителей на период с 2021 года по 2026 года. Они распространяются в первую очередь непосредственно на водителей, а также на индивидуальных предпринимателей, которые пользуются транспортным средством.
При этом законодательство не затрагивает следующие категории:
-
работники, которые занимаются международными перевозками;
-
лица, осуществляющие перевозки на территории страны и не выезжающие на дороги общего пользования;
-
работники, обслуживающие органы госвласти и местного самоуправления на служебном автомобиле.
Время управления автомобилем может быть увеличено до десяти часов в сутки, однако использовать такое рабочее время водителя разрешено только два раза в неделю. Два дополнительных часа водители могут использовать для того, чтобы доехать до парковочного места или завершить перевозки.
Кроме этого, были расширены категории водителей, для которых продолжительность смены составит до 12 часов. 12-ти часовой рабочий день водителей распространяется в первую очередь на шоферов легковых такси и работников, задействованных в вахтовых бригадах. Рабочие смены можно поделить на части, если это одобрит сам сотрудник. Однако время перерывов при разделенном рабочем дне водителя в совокупности не может быть больше:
-
трех часов, если это водители, которые занимаются регулярными перевозками в городе;
-
пяти часов, если это все остальные водители.
Что касается времени отдыха, то еженедельный отдых теперь составляет не 42 часа, а 45 часов. Уменьшить время отдыха можно до 25 часов, но не более двух раз в неделю.
Часы, которые были сэкономлены, используются в течение трех недель – либо как ежедневный, либо как еженедельный отдых. Водитель обязан прерываться на отдых как минимум на 45 минут, если находится в пути более 4 часов и 30 минут. Время отдыха также можно разделить на части.
Сколько длится рабочий день у водителя
Из чего складывается рабочее время водителя? В пункте 15 Положения №15 от 20.08.2004 прописаны следующие временные рамки:
-
управление транспортным средством;
-
специальные перерывы, отведенные водителю на отдых от управления транспортным средством, как в пути, так и на конечных точках;
-
выполнение работ перед выездом и после возвращения с линии;
-
предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр;
-
путь, проделанный от работы до местонахождения пункта, где проводится медицинский осмотр;
-
стоянка в пунктах погрузки и разгрузки;
-
стоянка в местах посадки и высадки пассажиров.
Согласно пункту 7 Положения, нормальная длительность рабочего времени водителей составляет не более 40 часов в неделю. Если водитель работает по пятидневной рабочей неделе, то продолжительность ежедневной сменности – не более 8 часов. Для шестидневной рабочей недели с одним выходным действует семичасовая продолжительность смены.
В то же время согласно пункту 14 настоящего Положения, для шоферов легковых автомобилей – за исключением такси – может быть установлен ненормированный рабочий день водителя. В этом случае работодателю необходимо принять во внимание позицию профсоюза, если он есть, чтобы установить ненормированный рабочий день или суммировать его учет.
Если же работодатель собирается добавить водителю сверхурочную работу, то, согласно пункту 23 Положения, ее продолжительность не должна быть больше четырех часов за два дня и 120 часов за календарный год.
ВАЖНО! Вышеперечисленные правила могут не распространяться на исключительные случаи – например, машины скорой помощи, пожарные и полицейские автомобили, а также водители аварийного транспорта. Сотрудники, которые занимаются перевозкой опасных грузов, работают в соответствии со специальным режимом работы и труда водителей, установленным министерством транспорта страны.
Если же лицо управляет автомобилем, который либо не зарегистрирован в России, либо не работает на российскую организацию, режим труда и отдыха водителей на него не распространяется.
Как установить режим труда и отдыха водителя по тахографу
Ответственность за контроль над соблюдением режима труда и отдыха водителей берет на себя работодатель. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые в своей работе используют автомобили, обязаны установить в них тахографы. Это контрольное устройство, которое предназначено для регистрации скорости движения транспортного средства, учета рабочего времени водителя и его отдыха, а также членов экипажа.
С тахографами работает назначенный руководством специалист. Если же его нет, то эта работа переходит непосредственно руководителю. Важно убедиться, что сам водитель знает, что собой представляет тахограф и как им пользоваться. Кроме этого, водитель должен понимать, что ему делать, если тахограф сломается. Вариант только один – продолжить движение в сторону сервисного центра или доехать до стоянки. При этом длительность поездки не может превышать семи суток.
ВАЖНО! Проверкой наличия тахографа занимаются ГИБДД и Ространснадзор. Если водитель пользуется транспортным средством с неисправным тахографом или вовсе без него, то за это ему грозят санкции.
В соответствии с Приказом Минтранса №424, существует два метода для учета рабочего времени водителя – это ежедневный и суммированный учет времени. Ежедневный учет предполагает, что максимальная продолжительность рабочего дня водителя составляет не более 40 часов в неделю и 9 часов в день, если график нормированный.
Памятка: как использовать тахограф
Скачать памятку
В то же время водитель может отработать больше, чем ему положено. Суммарное время вместе с этим не может превышать месячную или трехмесячную норму (в соответствии с решением профсоюза). При использовании данного метода рабочий день может быть продлен максимум до 10 часов, но не более, чем два раза в неделю. Сверхурочная работа не превышает четыре часа два дня подряд и 120 часов в течение одного года. За одну неделю водитель находится за рулем не более 56 часов, а за две недели подряд – не более 90 часов.
Как составить график рабочего дня водителя
График работы водителей – это документ, который играет важную роль для организаций, где используются транспортные средства. Работодателю необходимо позаботиться об отметках ежедневного выхода или невыхода водителя, длительность рабочей смены, отдых и т.д. При помощи грамотно составленного графика можно организовать рабочий процесс таким образом, чтобы каждый водитель рационально использовал время и демонстрировал эффективный результат.
Вне зависимости от деятельности предприятия график работы водителя должен включать в себя:
-
рабочие смены;
-
время начала рабочего дня водителя;
-
время окончания рабочего дня водителя;
-
дни отдыха водителя;
-
перерывы на отдых;
-
перерывы на питание.
Наличие графика работы гарантирует соблюдение трудового законодательства страны – его отсутствие грозит штрафом. К тому же, такой документ поможет правильно рассчитывать заработную плату для каждого сотрудника, задействованного в перевозках.
В большинстве случаев график составляет либо главный механик, либо руководитель транспортной службы, поскольку эти сотрудники знают, какое количество водителей обслуживает организацию, во сколько они выходят на рабочую смену и как долго она длится.
Сам по себе график составляется в свободной форме, однако руководитель может воспользоваться унифицированной формой Т-12 или Т-13. Вне зависимости от выбранного формата графика он содержит в себе следующие обязательные пункты:
-
ФИО водителей;
-
их табельные номера;
-
информация о рабочих сменах;
-
дата составления графика работы;
-
подписи водителей.
Заверить график необходимо подписью ответственного за его составление специалиста.
Особенности режима работы водителей
В зависимости от транспортного средства, которым управляет водитель, их количества и специфики работы, существуют различные особенности режима работы – например, режим работы водителя автобуса, грузового автомобиля, машины скорой помощи, режим работы водителя троллейбуса, такси и т.д.
Режим работы водителя-дальнобойщика
Если говорить о грузоперевозках, то режим труда и отдыха водителей регулируют следующие нормы закона:
-
Приказ Минтранса РФ №424 от 16 октября 2010 года «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей».
-
Постановление Правительства РФ № 1733 от 20 декабря 2019 года.
-
Федеральный закон № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года.
-
Европейское соглашение о работе экипажей транспортных средств, совершающих международные автомобильные перемещения (ЕСТР).
Важно отметить, что если водитель совершает перевозки по России, но у него установлен тахограф ЕСТР, он в любом случае должен соблюдать российское законодательство. Однако если перевозки международные, то в этом случае на водителя распространятся нормы Европейского соглашения.
В силу особенностей работы дальнобойщиков стандартные часы для них не действуют. Так, работодатели используют суммированный учет рабочего дня водителя, при котором можно превышать ежедневные и еженедельные рабочие часы. В то же время их общая сумма за календарный месяц не может превышать установленные нормы.
Что касается нормы отдыха, то водители-дальнобойщики отдыхают между сменами как минимум 11 часов. Длительность отдыха может составлять 9 часов, но при условии, что такое происходит не больше трех раз в неделю.
Режим работы водителя скорой помощи
В соответствии с Приказом Минтранса №424, водители скорой помощи работают по двухсменному режиму. Несмотря на то что водители не могут работать более 12 часов за одну смену, если медицинские показания или график позволяют это, смена может быть продлена в исключительных случаях. К таким обстоятельствам относят в первую очередь:
-
чрезвычайные происшествия;
-
аварии, где числится большое количество пострадавших;
-
стихийные бедствия и т.д.
О необходимости отработать увеличенную смену при исключительных обстоятельствах необходимо уведомлять заранее.
Режим работы двух водителей
Если на рейсе работает два водителя, то каждый из них имеет право на отдых, который составляет не менее 11 часов, перед сменой. Во время рабочей смены водители должны соблюдать график, отведенный на перерывы между частями рабочего дня водителя и вождение транспортного средства. Максимальная продолжительность работы водителя не должна превышать 9 часов в день. Длительность вождения – не более 4 часов 30 минут без перерыва. Как только это время заканчивается, он должен сделать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Режим работы водителя легкового автомобиля
График работы для водителей легковых автомобилей составляется ежемесячно. Учет ведется либо по количеству отработанных за месяц дней в рамках нормированного графика, либо по количеству отработанных часов (если количество и длительность смен имеют разную продолжительность).
Существует три вида графиков – сменный, разрывной и ненормированный. При сменном графике водители отрабатывают дневную, вечернюю или ночную смену в соответствии с распоряжением руководства. Разрывной график предполагает деление на рабочие периоды, между которыми наблюдаются длительные перерывы. Ненормированный график подразумевает, что руководитель привлекает водителя к работе, когда в этом возникает необходимость.
Режим работы водителей городского транспорта
Если речь идет о режиме работы водителей городских автобусов и других видов транспорта, то их в рабочее время входит:
-
время, затраченное на управление автомобилем;
-
перерыв на отдых;
-
простои во время посадки и высадки пассажиров;
-
осуществление подготовительных работ перед началом маршрута;
-
возвращение транспортного средства на стоянку;
-
медицинский осмотр перед началом смены и после ее окончания в рамках рабочего дня водителя автобуса и др.
Возможен ли ненормированный рабочий день водителя
Ненормированный рабочий день представляет собой особый режим работы водителей. Согласно части 1 статьи 101 ТК РФ, при ненормированном графике работодатель может привлечь водителя к выполнению обязанностей вне зависимости от установленной продолжительности рабочего времени. Согласно Письму Роструда от 7 июня 2006 года, ненормированный график действует и до начала смены, и после ее окончания.
В трудовом законодательстве нет перечня лиц, для которых запрещено устанавливать подобный режим. Поэтому вводить его можно для всех лиц, которые по тем или иным причинам не способны укладываться в установленный законом график.
Однако есть и исключения. Так, статья 329 ТК РФ предусматривает, что график регламентирован Приказом о режиме работы водителей, где указано, что ненормированный рабочий день не может распространяться на водителей такси и грузовых автомобилей. Не рекомендуется устанавливать такой режим для сотрудников, которым законодательство страны гарантирует сокращенную продолжительность рабочего времени (статьи 92 и 94 ТК РФ).
Чтобы использовать ненормированный режим работы в организации, необходимо составить перечень сотрудников, которые будут работать в соответствии с таким графиком, а также коллективный договор, соглашение и локальный нормативный акт. Его также необходимо отразить в трудовом договоре с водителем. Получать дополнительное согласие от сотрудника каждый раз, когда руководитель вызывает его на смену, не нужно.
Договор с водителем на ненормированный рабочий день
Трудовой договор с водителем, который работает в ненормированном режиме, включает в себя следующие положения:
-
Общие положения договора: обязанности сотрудника, особенности работы, местонахождение объекта, обслуживаемая местность, период действия договора.
-
Условия оплаты труда: тарифная ставка, надбавка, премия, иные выплаты, а также права сотрудника в случае нарушения установленного срока выплаты.
-
Режим рабочего времени и отдыха: указание на ненормированный рабочий день, ссылка на статью 101 ТК РФ, правила определение выходных, основной и дополнительный отпуск.
-
Условия труда: нормальные, тяжелые или опасные условия труда, гарантии, предоставляемые сотруднику, а также компенсации в случае необходимости.
-
Права и обязанности сотрудника.
-
Права и обязанности работодателя.
-
Ответственность сотрудника и работодателя.
-
Порядок оформления, изменения и расторжения трудового договора.
ВАЖНО! Предусмотрена доплата за ненормированный рабочий день водителям в размере 25% от их оклада, если это водители легковых и специальных автомобилей, а также для водителей автобусов.
Штрафы за нарушение режима работы водителя
В соответствии с российским законодательством, при нарушении режима труда и отдыха водителя, как сама компания, так и сотрудник могут получить штраф в размере:
-
для водителя – от 1 500 до 2000 рублей;
-
для должностных лиц – от 7 000 до 10 000 рублей;
-
для индивидуальных предпринимателей – от 15 000 до 25 000 рублей;
-
для юридических лиц – от 20 000 до 50 000 рублей.
После того как сотрудник ГИБДД зафиксировал нарушение, он накладывает на водителя взыскание. В то же время самой компании может грозить возбуждение административного дела.