Как понять, стоит ли открывать бизнес с другом

271
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

Риск того, что бизнес с другом быстро разорится велик. Успех будет определяться не только вами и вашей способностью уйти от конфликтов, которые непременно будут. Он зависит в том числе от вашего товарища. А вот управлять его эмоциями получится вряд ли.

Примеры бизнеса, построенного с другом

Apple

Прославившуюся на всю планету компанию создали в 1976 году два молодых и амбициозных друга Стив Возняк (ему тогда было всего 25 лет) и Стив Джобс (только ставший совершеннолетним, ему был 21 год). Совместное предприятие стартовало 1 апреля 1976 года. Как раз тогда первый компьютер Apple Computer I прошел дебютный показ.

За следующие 10 месяцев деятельности фирма выпустила 175 таких моделей, которые были собраны вручную. Первый компьютер выглядел как материнская плата без мышки, клавиатуры, звука и графики. Устройства делались в старом гараже родителей Стива Джобса. Ребятам оказывали помощь их друзья и родные.

Яндекс

Илья Сегалович и Аркадий Волож вместе учились в республиканской физико-математической школе города Алматы. Они разработали и запустили 23 сентября 1997 года популярный на сегодняшний день поисковик. Совместный бизнес чувствует себя отлично по сей день, однако Илья Сегалович уже не принимает в нем участия. Он умер в 2013 году от рака желудка.

Корпорация Microsoft

Фирма ведет свой отсчет с 1975 года. Тогда друзья, студенты Гарварда, Пол Аллен и Билл Гейтс прочитали в журнале «Popular Electronics» статью о новом ПК Altair 8800 (материал был опубликован 1 января 1975 года). Приятели придумали для этого компьютера интерпретатор языка Basic. Спустя месяц, 1 февраля, было заключено лицензионное соглашение с фирмой Micro Instrumentation and Telemetry Systems (MITS), которая производила данный ПК. Согласно ему отныне Basic использовался в составе программного обеспечения для Altair. Свое дело они изначально хотели назвать «Аллен и Гейтс». Однако подумали, что такое название больше подойдет для юридической организации. Поэтому Пол придумал другую версию – Micro-Soft, от microprocessors и software.

Корпорация Google

Поисковик Google появился на свет как учебный проект студентов Стэнфорда – друзей Сергея Брина и Ларри Пейджа. Они в 1996 года работали над поисковой системой BackRub. Именно на ее основе в 1998 году появился Google. С самого начала существования в Google стали использовать метод прозрачного управления OKR. Он определил отношение к проектированию развития фирмы и метод корпоративного управления.

Стоит или не стоит открывать бизнес с другом

Чтобы не загубить на корню перспективную бизнес-идею и сохранить дружбу, ответьте на 14 простых вопросов.

  • Я на самом деле нуждаюсь в партнере? Или это просто робость, нормальная для того, кто начинает с нуля?
  • Я готов разделить свой бизнес кем-то еще?
  • Мой друг готов вести совместное дело с кем-либо?
  • Готов ли я к тому, что мне придется разделить обязательства, полномочия и, может быть, известность, успех, благодарность и доходы?
  • Мой друг способен заниматься бизнесом?
  • Наше общее дело не деградирует в перетягивание одеяла?
  • У друга хватит компетентности, чтобы заниматься бизнесом?
  • У друга присутствует предпринимательская жилка?
  • У нас с другом одинаковое представление о ведении бизнеса?
  • Друг располагает финансами для вложения в предприятие?
  • Друг готов делать то же, что и я?
  • С какой целью мы хотим начать бизнес?
  • Мы с другом готовы нести обязательства по убыткам и рискам?
  • Наши подходы к ведению бизнеса совпадают?

Теперь посмотрите, сколько отрицательных и положительных ответов набралось. Если преобладает «да», то запускайте предприятие совместно. В случае же перевеса в сторону «нет» необходимо еще раз подумать, а стоит ли делать друга партнером по бизнесу.

Что нужно учесть перед открытием бизнеса с другом

Если вы решили начать бизнес с другом, то будет полезным отследить ряд нюансов, чтобы общее дело не приказало долго жить уже через полгода.

1. Проверьте сотрудничество в жестких условиях. Вместе выпить пива после работы и сотрудничать – это разные вещи. Смоделируйте для друга такую ситуацию, чтобы стало ясно, а сможет ли он трудиться рядом с вами. Допустим, один бизнесмен пригласил приятеля в путешествие автостопом по Европе. При этом из дома он взял лишь 100 долларов. Это был музыкальный дуэт. На проезд и еду они находили деньги, играя на улицах в разных городах – в Швеции, в Финляндии. Друзья достигли Копенгагена. Будущий бизнесмен сразу осознал себя в качестве лидера. Его же друг понял, каково это на самом деле – сотрудничать. С тех пор товарищ доверяет предпринимателю и готов работать совместно даже в суровых условиях. В общем, лидерство – это ответственное дело по отношению к друзьям. Оно должно опираться на совместный опыт.

2. Заранее закрепите роли. Ведущий должен быть один, а вот ведомых может быть несколько. Да, каждый следит за своим направлением, однако начальник в компании единственный. Дружба между двумя лидерами в принципе редко встречается. Поэтому в повседневных товарищеских отношениях получится увидеть основные роли. С самого начала всем стоит быть на соответствующих местах, выполнять свою работу и уважать авторитет лидера.

3. Расставьте приоритеты. Каждый должен быть в курсе своих обязанностей. Иначе в какой-то момент появятся взаимные упреки в том, что кто-то мало трудится. Это неизбежно, потому что определяется человеческой психологией. В связи с этим обязанности стоит расписать сразу. Такой подход даст возможность избежать неприятностей в будущем.

4. Узнайте возможность взаимных уступок. Любому бизнесмену нужно хорошо представлять себе плюсы и минусы партнера. Уступить человеку в отдельных мелочах, которые не играют роли в деле, очень просто. Не стоит препятствовать ему как личности утверждать себя в собственных пристрастиях (например, прихвастнуть и т. д.). Лидеру в компании друзей нужно понимание и лояльность, способность простить и не вспоминать об ошибке. Звучит слишком по-семейному, однако вполне отвечает действительности.

5. Заключите договор партнерства. Бизнес – это бизнес. Подписать договор партнерства нужно в обязательном порядке. И пусть даже речь идет о лучших друзьях. В документе обязательны подписи, а также его следует нотариально заверить.

6. Закрепите количество вложенных с другом денег на бумаге. Допустим, на запуск мебельной фабрики вы внесли 1,5 млн рублей, а ваш товарищ – лишь 500 тыс. рублей. Все было хорошо на протяжении 5 лет. Потом вы разругались и приняли решение продать предприятие. После получения денег каждый из партнеров забирает ранее вложенную долю. Но некоторые со временем забывают, сколько отдали на организацию совместного бизнеса (или намеренно требуют больше). Подобные конфликты превращаются в судебные тяжбы и продолжаются многие годы. И, в первую очередь, портят имидж и отношения. Чтобы такого не произошло, полезно сразу зафиксировать суммы, лучше с помощью юристов.

7. Совместно напишите бизнес-план. Создавая проект будущей деятельности, оба партнера поймут, что именно хотят претворить в жизнь. После написания бизнес-плана договоритесь строго соблюдать его. Это нужно для того, чтобы потом не случилось так, что один возьмет инициативу в свои руки и станет вводить новшества. Такой подход способен вызвать отторжение у партнера.

Как понять, стоит ли открыть бизнес с другом

7 советов для тех, кто решился на бизнес с другом

  1. Делите бизнес 50 на 50. В случае, когда один из вас изначально станет требовать больше, бизнес в любом случае не будет развиваться, а сразу прогорит.
  2. Заключайте с партнером брачный бизнес-контракт. Он прояснит все спорные моменты в случае банкротства. Пропишите, что кому останется при «разводе», что будет делиться пополам (транспорт, помещение, долговые обязательства и др.). Таким образом расстаться получится пусть и не друзьями, но и не врагами.
  3. Разговаривайте с другом. Не молчите, если заметили, что он отлынивает в общем деле. Подавленные обиды к хорошему не приведут. А вдруг догадки не подтвердятся и окажется, что отдыхающий друг просто завершил все свои дела и размышляет над новым уровнем развития бизнеса.
  4. Обговорите момент неудачи. Коль скоро у одного из партнеров не будет получаться, он просто уйдет. Это даст возможность сохранить начатое дело и не потерять дружбы.
  5. Найдите в бизнесе другу занятие по душе. Если станет заметно, что приятель не справляется с какими-то обязанностями или они ему не по нраву, предложите взять ту работу, которая приносит удовольствие и идет легче.
  6. Выработайте условия бизнес-развода. Если бизнес прогорит, зафиксируйте это письменно. В противном случае появится большой соблазн оставить дело без предупреждения.
  7. Делите с другом поровну обязанности, касающиеся внутренних дел и внешних взаимодействий.

Подводные камни бизнеса с другом

  1. У друга могут отсутствовать предпринимательские способности, он может не обладать должной компетенцией.
  2. Вам предстоит попрощаться с долей своей славы, доходов, полномочий.
  3. Совместная деятельность имеет шанс превратиться в одеяло, который каждый станет тянуть на себя.
  4. Каждый по-разному видит перспективы бизнеса: может случиться так, что для друга – это предел мечтаний, а для вас – очередной жизненный этап.
  5. Другу может прийтись не по нраву то, чем вы хотите заняться. Он будет рядом только ради вас. В подобной ситуации отдачи ждать не стоит.
  6. Ваши способы ведения бизнеса могут разительно отличаться.

Как делить бизнес с другом

Может оказаться так, что бизнес с другом не будет развиваться. Это подразумевает лишь одно: вы станете размышлять, как его делить. Проблема деления совместного предприятия становится особенно значимой в случае, если кто-то из участников принимает решение его покинуть. Однако не менее сложная ситуация складывается, если бизнес не дает прибыли и присутствуют задолженности и просроченные обязательства по договорам.

Интересный момент: многие готовы расстаться с большей частью своих доходов, заплатить юристам, только бы не остаться с убыточной долей бизнеса. Так происходит потому, что люди заведомо отрицательно относятся к потерям. «По какой причине бороться с ними должен я?» – этот, а также другие вопросы звучат между партнерами, когда они «разводятся» в бизнесе своими силами. Чаще всего разговор о покрытии убытков проходит агрессивно, сопровождается обидами и разочарованием, чего нельзя сказать о распределении доходов.

Как раздробить бизнес, если мирным путем это сделать не удалось? Нужно понять, какой итог станет благоприятным лично для вас. Есть два пути:

  • взять бизнес себе и платить по долгам;
  • снизить до минимума утраты и уступить бизнес.

В первую очередь нужно отправить иск в суд. Параллельно заняться поисками юриста для выработки дальнейшего плана. Он выйдет на связь с партнером или с его представителем. Надо прояснить число встреч, которые будут организованы для поиска договоренностей. Коль скоро согласия не будет достигнуто, вопрос станет решаться в судебном порядке. В таком случае делить бизнес предстоит намного длительнее и тяжелее. Интересно, что отдельные затраты позже могут принести некоторый доход. В связи с этим не нужно действовать поспешно.

Не работайте с числами при разделе бизнеса, все подсчеты следует вести в процентах. Это одинаково касается как прибыли, так и убытков. Оптимальный раздел предприятия – 50 на 50. Это работает, если оно запускалось так же с одинаковыми вложениями.

Торгам не место при дроблении предприятия, так как все участники процесса взвинчены, каждое неосторожное выражение чревато разрывом взаимоотношений. Беседа в этом случае окончится безрезультатно, а дело отправится в суд. Благоразумнее будет озаботить вашим деловым разводом специалистов, выбранных каждой стороной.

При делении бизнеса оставайтесь доброжелательными и вежливыми по отношению к партнеру. Обнаружить выход всегда легче в мирной атмосфере. Идеальный путь раздела бизнеса – закрыть все долги сообща и начать новое дело, учитывая прошлые промахи. Это даст возможность сохранить дружеские отношения и проверенного партнера.

Как понять, стоит ли открыть бизнес с другом

Подпишитесь и получите свежий номер журнала "Генеральный Директор", в котором:
    Подписаться со скидкой 55%>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем Вас...

      Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      и скачать все файлы
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль