text
Генеральный директор

Стратегия голубого океана: как бизнесу не утонуть

  • 31 октября 2018
  • 111
Стратегия голубого океана: как бизнесу не утонуть

Вы узнаете:

  • В чем суть стратегии голубого океана.
  • Каковы основные принципы стратегии.
  • Как ее правильно внедрить.
  • Что внедрение стратегии голубого океана дает бизнесу.
  • Какие компании уже создали голубые океаны.

«Генеральный Директор» рассказывает, какие советы предпринимателям и руководителям компаний дают авторы одной из самых популярных бизнес-книг XXI века про стратегию голубого океана.

В чем суть стратегии голубого океана

Книга Кима Чана и Рене Моборна «Стратегия голубого океана» – один из главных бизнес-бестселлеров последних лет. Изданию текста предшествовало пятнадцатилетнее изучение 150 стратегий компаний за последние 120 лет в 30 отраслях экономики.

Проведенные исследования показали, что с каждым годом конкуренция на различных рынках и в различных отраслях становится более напряженной и жесткой. В результате малоприбыльные рынки стали называть «алым океаном».

Авторы «Стратегии голубого океана» уверены, что высокую прибыльность и быстрый рост демонстрируют компании, которые способны придумать нечто новое, создав спрос на новом рынке, то есть в «голубом океане». К голубым океанам относятся все отрасли, которые еще не существуют на сегодняшний день. Здесь не нужно сражаться в жесткой конкурентной борьбе. При этом первооткрывателям голубых океанов не грозит конкуренция, и они могут продолжать развиваться за счет собственных творческих идей.

В основе стратегии голубого океана лежит понятие «инновация ценности». Согласно этому подходу слепое увлечение инновациями само по себе не сможет сделать развитие компании эффективным. Инновации должны быть неотделимы от ценностей, которые для потребителей создает новый продукт. В то же время ценности без инноваций закрывают возможности для дифференциации бренда.

Основные принципы стратегии голубого океана

Авторы утверждают, что не существует компаний, которые будут оставаться успешными постоянно. Однако стратегии, которые в разное время привели к созданию «голубых океанов» и росту прибыльности компаний, удивительно схожи друг с другом. Добиться настоящего успеха смогли только те организации, которые в своей работе придерживались стратегии инновации ценностей, делая равный упор и на инновации, и на ценности.

Каковы же основные принципы стратегии голубого океана? Разберемся далее по тексту.

Реконструкция границ рынка

Первым принципом, на котором основана стратегия голубого океана, является реконструкция рыночных границ. Компания должна найти в себе силы, чтобы выйти из границ «алого океана» и создать новую отрасль. При этом авторы книги выделяют 6 способов реконструкции рынков:

  • Изучение альтернативных отраслей.
  • Изучение стратегических групп отрасли.
  • Анализ покупательской цепочки.
  • Изучение дополнительных услуг и товаров.
  • Анализ функциональной и эмоциональной привлекательности продукта для потребителя.
  • Изучение актуальных трендов и прогнозов развития рынка.

Как найти новые перспективные рыночные ниши 

Чтобы применить стратегию голубого океана для своего бизнеса, необходимо сначала найти свободную нишу рынка. Этот процесс достаточно сложный, поэтому редакция журнала «Генеральный Директор» подготовила для вас подробный алгоритм по поиску перспективных направлений.

Смотреть алгоритм

Фокусирование на общей картине, а не на цифрах

Соблюдение данного принципа позволяет компаниям существенно сократить риски, связанные с планированием. Такой подход является альтернативой существующих способов стратегического планирования. В соответствии с ним в компании в первую очередь должна быть разработана стратегическая канва, которая поможет яснее понять цели организации и наладить коммуникации с сотрудниками. При этом создание стратегической канвы, согласно книге, должно состоять из 4 этапов:

Выход за пределы существующего спроса

Этот принцип позволит компаниям расширить размеры создаваемого голубого океана. Следует отказаться от двух традиционных стратегических практик, значительно снижающих эффективность стратегии – фокусирования на уже имеющейся клиентской базе и стремления к сегментации рынка.

Соблюдение правильной стратегической последовательности

Данный принцип подводит итоги изучения способов реконструкции границ рынка, разработки стратегической канвы и выбора методов привлечения клиентов. Когда эти этапы пройдены, следует приступать к созданию эффективной бизнес-модели.

Основой для бизнес-модели голубого океана должна стать правильная стратегическая последовательность, которая выражается в таких терминах, как «полезность продукта», «цена», «издержки» и «внедрение».

Как правильно внедрить стратегию голубого океана

Написанная Кимом Чаном и Рене Моборном книга «Стратегия голубого океана» устанавливает собственные принципы внедрения стратегии. Чтобы реализация стратегии была максимально эффективной, следует придерживаться 2 принципов, которые мы рассмотрим ниже.

Преодоление организационных препятствий

Внедрению стратегии голубого океана могут мешать 3 препятствия:

  • Большинство сотрудников против перемен.
  • Компания ограничена в объеме ресурсов.
  • Сотрудники не хотят менять привычные методы работы.

Для преодоления этих препятствий следует использовать метод «точечной активации». Руководитель должен сосредоточить внимание на ключевых сотрудниках и видах деятельности, от которых зависит развитие всей компании. Одним из способов решения этой задачи может стать обращение к «лидерам мнений».

Авторы советуют руководителям компаний сделать так, чтобы сотрудники сами поняли необходимость смены стратегии, заставить их общаться с недовольными клиентами. Избегайте издания обязательных для исполнения приказов. Сделайте обсуждение стратегии прозрачным и открытым для всех сторон. Старайтесь дробить общую цель на более мелкие задачи, тогда с ними будет легче справиться сотрудникам.

Формирование приверженности стратегии

Реализация стратегии голубого океана должна вырабатываться в ходе открытого обсуждения. Так работники смогут убедиться, что ее внедрение проводится честно и прозрачно.

Что внедрение стратегии голубого океана дает бизнесу

Исследования, проведенные авторами стратегии голубого океана, показали, что новый товар возникает только в 14 % случаев, которые обеспечивают 61 % общей прибыли компаний. Это значит, что организации, придерживающиеся принципов стратегии голубого океана, имеют значительно больше шансов на успех.

Компании, которые создают новый спрос, должны добиваться дифференциации и снижения издержек. Тогда цена нового продукта для покупателей станет доступной. Со временем начнет действовать эффект масштаба, и издержки снизятся еще больше.

Компании, которые выбрали для своего развития стратегию голубого океана, могут покрывать весь доступный спрос в отрасли. В результате подражание сильному бренду становится невыгодным для конкурентов.

Когда конкуренция на новом рынке начнет усиливаться, находите новые способы для внедрения инноваций. Выходите за пределы первоначальной стратегической канвы и создавайте новые голубые океаны.

Стратегия голубого океана: что нужно знать руководителю компании

Примеры крупных компаний со стратегией голубого океана

Самый популярный пример создания голубого океана, к которому обращаются авторы книги «Стратегия голубого океана» – Цирк дю Солей. Руководство основанного в 1984 году в Канаде цирка выбрало принципиально новую бизнес-модель, которая отличается от подходов традиционных цирковых шоу. Создатели цирка убедились, что популярность этого вида развлечения в Канаде начала стремительно падать. Детей интересовали телевизионные шоу и видеоигры.

Цирк дю Солей смог вернуть популярность цирковых шоу, сделав ставку на взрослую публику. Руководство цирка сместило свой ориентир на поклонников театра и балетного искусства. В результате граница между цирком и театром стала размытой, а решения о посещении цирка начали принимать взрослые. При этом стоимость билета в Цирк дю Солей не превысила цену билета в театр, а сам цирк смог сократить издержки, отказавшись от традиционных цирковых элементов. Сейчас годовая выручка Цирка дю Солей превышает $600 млн, а выступления канадского шоу посмотрели более 150 миллионов зрителей в более чем 300 городах по всему миру.

Другой известный пример реализации стратегии голубого океана – история музыкального сервиса iTunes от компании Apple. В начале 2000-х годов американская компания смогла создать новое рыночное пространство в музыкальной индустрии, на котором сохраняет лидерство и сегодня.

В конце 1990-х годов музыкальный рынок начал активно бороться с незаконными скачиваниями музыкального контента. Apple сумела воспользоваться этим трендом и предложила пользователям законный, но при этом простой и удобный способ загрузки треков. Фонотека iTunes отличается удобной и понятной структурой, а онлайн-пользователи получили возможность загружать отдельные композиции вместо покупки всего CD.

В результате такого беспрецедентного стратегического решения, а также благодаря сотрудничеству с крупнейшими мировыми музыкальными компаниями Apple смогла обеспечить защиту авторских прав в индустрии и удовлетворить потребности пользователей.

О книге Кима Чана и Рене Моборна «Стратегия голубого океана»

Стратегия голубого океана: что нужно знать руководителю компании«Стратегия голубого океана» – книга по стратегии бизнеса, изданная в 2005 году. С момента первого издания книга была переведена на 43 языка, и ее продажи превысили 3,5 млн экземпляров. «Стратегию голубого океана» называли бестселлером Wall Street Journal, BusinessWeek и Amazon.com. При этом ресурс 00-CEO-READ назвал ее самой продаваемой книгой в десятилетии 2000-2010.

Авторы этого бизнес-хита – известные европейские консультанты Ким Чан и Рене Моборн, основатели одноименного Института Стратегии голубого океана в бизнес-школе INSEAD.

Профессор Чан Ким был советником многих международных корпораций, а также автором статей для ведущих бизнес-изданий и обладателем множества крупных наград. Сейчас профессор Ким – член Евросоюза с консультативными функциями.

Рене Моборн – один из ведущих научных сотрудников французской школы INSEAD, член Всемирного экономического форума и автор большого числа публицистических и научных работ.

Сравнение возможностей голубого и алого океанов приведено в таблице: 

Стратегия алого океана

Стратегия голубого океана

Борьба на существующем рыночном пространстве. 

Создание нового рыночного пространства. 

Победа над конкурентами. 

Возможность не бояться конкуренции. 

Эксплуатирование существующего спроса. 

Формирование и получение нового спроса. 

Компромисс между ценностью и издержками.

Разрушение компромисса между ценностью и издержками. 

Построение всей системы деятельности компании в зависимости от стратегического выбора, ориентированного на дифференциацию либо на низкие издержки. 

Построение всей системы деятельности компании в соответствии с задачей одновременного достижения дифференциации и снижения издержек 

Заключение

Описанная в книге европейских профессоров Чана Кима и Рене Моборна стратегия голубого океана была впервые представлена более 10 лет назад. Однако этот подход к развитию стратегии бизнеса не теряет актуальности и сегодня, когда мировые рынки остаются перенасыщенными однотипными предложениями, а потребители все больше внимания уделяют уникальным характеристикам и ценностям продукта.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.