Активировать доступ

Горячая линия: 8-800-511-46-74

Генеральный директор

Структура бизнес-плана: 13 обязательных разделов

12 июля 2019
199
Средний балл: 0 из 5
Структура бизнес-плана: 13 обязательных разделов

Вы узнаете:

  • Что такое бизнес-план и для кого он составляется.
  • Какова примерная структура бизнес-плана.
  • Какое должно быть содержание разделов в структуре бизнес-плана.

В этом материале разберем кратко и по пунктам структуру грамотно составленного бизнес-плана.

Понятие и структура бизнес-плана

В бизнес-план входит детальная информация о каждой стороне планирования деятельности компании. Обычно он преследует 2 цели:

  • Обосновать инвестиционный проект.
  • Более результативно руководить организацией.

Обобщенно бизнес-план можно назвать прогнозированием на будущее. Он используется как сотрудниками, предоставляющими услуги, так и производством.

Кому нужен бизнес-план:

  • Руководству предприятия с целью прогноза и составления стратегий развития.
  • Возможным инвесторам, которые могут вложиться в проект.
  • Государству с целью получения финансирования.

Компетентно составленный бизнес-план несет компании значительную пользу.

Стоит также отметить, что это достаточно объемный документ, содержащий исчерпывающую информацию о предполагаемом направлении деятельности. Бизнес-план – своеобразная стратегия для руководителей организации.

Примеры бизнес-планов

Ошибки в бизнес-плане, которые ведут к убыткам или провалу проекта

Если вы не хотите, чтобы ваше дело быстро прогорело, вникайте в каждую деталь при составлении бизнес-плана. Особое внимание уделите распространенным ошибкам, которые чаще всего допускают предприниматели. 

Электронный журнал «Генеральный Директор» знает как минимум 9 роковых ошибок, которые могут погубить ваш проект. Подробнее о них – в статье по ссылке.

Узнать 9 ошибок »

Структура бизнес-плана

Структура бизнес-плана – это описание проекта, стратегии деятельности компании, оформленное в письменном виде.

Есть множество вариаций структуры. Все зависит от того направления деятельности, для которого он составляется. Степень его детализации – выбор составителя. Например, для крупных производственных организаций может составляться очень подробное описание, для сферы услуг – простое и краткое, без некоторых разделов.

✪ Читайте также: 

Познакомимся со структурой бизнес-плана и содержанием его основных разделов.

Раздел 1. Титульный лист

Титульник – «лицо» вашего бизнес- плана. На нем составители указывают наименование проекта, компании, осуществляющей его, ее местонахождение, контактные данные, дату создания. Если проект предполагается предложить инвесторам или кредиторам, это тоже прописывается в первом разделе с указанием необходимости вложений. Также полагается указать сроки окупаемости инвестиций.

Раздел 2. Пункт о неразглашении

Второй раздел структуры бизнес-плана предприятия – это меморандум об охране авторского права создателя плана. Он может размещаться и на титульнике, если имеет небольшой объем. Этот пункт предупреждает тех, кто станет знакомиться с бизнес-планом, что информация не подлежит разглашению посторонним лицам без согласия составителя. Здесь же может содержаться указание об ограничении копирования сведений.

Раздел 3. Резюме

Резюме – сжатая суть бизнес-плана, которая должна вызвать интерес читателя и в общих чертах познакомить с содержанием. Раздел должен быть аккуратно и компетентно составлен, так как служит для создания первого впечатления у инвесторов и других читателей.

Информация в резюме опирается на структуру и содержание бизнес-плана в целом. Обычно в нем отображены такие моменты:

  • Описание проекта.
  • Имеющиеся ресурсы.
  • Проекты реализации.
  • Уникальность.
  • Объем инвестиций.
  • Прогноз прибыли.
  • Планы по возвращению вложений.
  • Потенциальная эффективность разработки.

Размер данного раздела – 1-2 страницы. Важно, чтобы информация была емкой, лаконичной и доступной.

Раздел 4. Цель плана

Следующий раздел структуры бизнес-проекта – это указание автором его цели. Он описывает деятельность компании, товары или услуги. Желательно сделать обзор технологических процессов, задействованных в создании товара. Но детально расписывать технические нюансы в этом разделе не стоит.

Важно подчеркнуть уникальность продукта, уровень его качества, новизны, актуальности, невысокой себестоимости. Можно отметить вехи развития его производства.

Наконец, здесь рекомендуется описать имеющиеся патенты и авторские права.

Раздел 5. Анализ рынка

В этом пункте создатель прописывает результаты анализа рынка в этой сфере продукции, конкурентоспособность своего товара. Эта информация позволит инвесторам оценить выгодность вложений.

Этот раздел структуры бизнес-плана включает исследование продукции конкурентов, перечисление ее слабых и сильных сторон. Важно подчеркнуть оригинальность своего товара или услуги среди других новинок в этой нише. Кроме того, желательно прописать в этом разделе портрет потенциального покупателя, обозначив, кому будет интересна выпускаемая продукция.

✪ Читайте также: Как провести исследование рынка »

Раздел 6. Оценка возможностей предприятия

Данный пункт включает подробный анализ возможностей организации в отрасли, прописываются характеристики организации проекта:

  • Виды деятельности компании.
  • Список предлагаемых товаров и услуг.
  • Правовой статус организации.
  • Руководство и персонал.
  • Финансовые показатели деятельности компании.
  • Адрес, тип помещения, необходимость ремонтных работ.
  • Режим работы, сезонность.

Задача раздела – убедить вкладчика в целесообразности проекта с финансовой стороны. Этот пункт важен в структуре написания бизнес-плана, поэтому желательно уделить ему особенное внимание.

Раздел 7. Характеристика товара / услуги

Здесь автор бизнес-плана обращается непосредственно к описанию предлагаемой продукции или оказываемых услуг. Необходимо описать характеристики товара, его преимущества на фоне конкурентов, приложить фотографии или образцы, описать техническую составляющую производства.

Подзаголовки раздела:

  • Наименование продукта.
  • Сфера использования, применение.
  • Характеристики и свойства.
  • Преимущества.
  • Сертификаты качества.
  • Экологичность.
  • Обслуживание товара.

Данный раздел должен давать инвесторам исчерпывающее представление о продукции, чтобы они оценили степень эффективности.

Раздел 8. Маркетинг

Структура бизнес-плана обязательно должна включать пункт, касающийся сбыта продукта. Составитель описывает, какие мероприятия будут предприняты для успешного внедрения товара на рынке: методы продажи, способы привлечения потребителей и так далее.

Важно отметить степень привлекательности продукции для покупателя, его безопасность, способы использования, цену, долговечность и надежность. Стоит уделить внимание логистической составляющей, описать способы и формы поставок.

Отдельно характеризуются рекламные кампании: как именно организация планирует заинтересовать покупателей: акции, раздача образцов, проведение выставок и др.

✪ Читайте также: 10 главных ошибок маркетинга, которые мешают компании преуспеть »

Раздел 9. Производство

Здесь полагается прописать:

  • Производственные процессы.
  • Оснащенность помещений, цехов, складов.
  • Оборудование.
  • Систему контроля производства.
  • Критерии отбора подрядчиков, если таковые имеются.
  • Схемы производственных потоков.
  • Количество сырьевых ресурсов.
  • Соответствие экологическим нормативам.
  • Затраты на производство.
  • Расчет себестоимости.

Проще говоря, все техническая сторона процесса отображена в общей структуре бизнес-плана.

Раздел 10. Организационные моменты

На этом этапе составитель освещает организационные вопросы, дает обзор нормативных и законодательных актов, приводит сроки реализации продукции.

Раздел 11. Финансирование

Здесь для инвестора должна быть приведена четкая смета доходов и расходов: какое количество средств планируется потратить на осуществление проекта, сколько уже есть, сколько необходимо вложить на каждом этапе реализации. Указываются источники, из которых планируется получить финансирование, прописывается схема возврата полученных средств.

Раздел 12. Оценка рисков

Любой проект имеет факторы риска. Они должны быть отображены в данном разделе. Риски могут включать влияние конкурентов, ошибки в сфере маркетинга, производственные просчеты, подбор кадров. Для инвесторов нужно прописать гарантии возврата денежных средств: страхование, гарантии органов власти и др.

Раздел 13. Приложения

Последний раздел в составе и структуре бизнес-плана – приложения.

В него входят:

  • Прейскуранты.
  • Копии договоров, лицензий.
  • Расчеты финансовых показателей в виде таблиц.
  • Сложные технические аспекты производства и др.

Мы рассмотрели структуру бизнес-плана и краткую характеристику разделов. При правильном составлении плана проекта можно заинтересовать вкладчиков и добиться финансирования.

Структура бизнес-плана: 13 обязательных разделов

logo
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
×
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×

Подтвердите свободный доступ и читайте без ограничений все статьи главного издания для руководителей - «Генеральный Директор».

Доступ действует 3 дня. Активируйте его сегодня, и используйте идеи для развития вашего бизнеса.

0 5 4 3 2 1 0
0 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
0 5 4 3 2 1 0
0 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Подтвердить доступ
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.