Вы узнаете:
- Что автоматизировать.
- Какие системы использовать.
- Когда оценивать эффект.
Что автоматизировать
В зависимости от сферы деятельности предприятия можно выделить основные бизнес-процессы, автоматизация которых поможет компании снизить издержки. Например, производственным предприятиям нужно обратить внимание на процессы планирования производства, снабжения, сбыта готовой продукции, расчет себестоимости готовой продукции, управление запасами.
Торговым компаниям с целью оптимизации затрат нужно автоматизировать процессы закупок и продаж, прогнозирования и планирования спроса, управления запасами и складом, ценообразования, а также расчеты с клиентами и поставщиками.
Для транспортных компаний актуальна автоматизация процессов, связанных с учетом затрат по транспортировке грузов, контролем запасов, переданных на хранение или транспортировку, слежением за местонахождением и состоянием грузов и транспортных средств, планированием технического обслуживания и ремонта техники, выставлением счетов клиентам в соответствии с тарифами.
Какие системы использовать
Далее рассмотрим конкретные виды систем, наиболее оптимальные для сокращения тех или иных издержек.
ERP-системы
Для средних и крупных предприятий базой автоматизации являются системы класса ERP. Согласно результатам исследования APICS (англ. American Production and Inventory Control Society — Американское общество по управлению производством и запасами) внедрение ERP-систем позволяет добиться снижения издержек и затрат в следующих объемах:
- на 40% уменьшить страховые запасы товаров и материалов (уровня неснижаемых складских остатков);
- на 25% уменьшить складские площади;
- на 45% снизить издержки, связанные с задержками отгрузки готовой продукции.
Это усредненные мировые показатели, которые в разных компаниях будут сильно отличаться. Например, внедрение ERP-системы на производственном предприятии позволяет добиться снижения:
- уровня страховых запасов на складе;
- издержек, связанных с затовариванием склада;
- издержек на хранение сырья, материалов, готовой продукции;
- издержек, связанных с неточным планированием и перепланированием производства1.
Торговой фирме внедрение ERP-системы позволяет добиться снижения:
- уровня страховых запасов на складе;
- издержек, связанных с затовариванием склада;
- издержек на складскую обработку товаров;
- логистических и транспортных затрат;
- издержек, связанных с перезаказом (или недозаказом) товаров.
Вот какие результаты отметили в ТК «Перекресток» после внедрения в 2002 году в распределительном центре системы управления складом, входящей в ERP-систему:
- Сокращено время сбора и отгрузки заказов. Ранее этот показатель составлял в среднем 28 часов, после внедрения системы он сократился до 22 часов.
- Улучшилось выполнение заказов. Сейчас процент выполнения составляет 85-90%, идет дальнейшая оптимизация процесса, и в ближайшее время планируется достигнуть показателя 90-95%.
- За счет закрепления за конкретными работниками каждой технологической процедуры растет трудовая дисциплина и производительность труда. Одним из следствий этого стала возможность провести сокращение персонала на 5%.
- Ускоряется процесс закупок товара, повышается их эффективность. Следствием этого стало снижение сумм «перезаказа» и «недозаказа» на 50% и снижение общего товарного запаса на 20%.
- Анализ работы распределительного центра, проведенный специалистами торгового дома, показал, что после внедрения системы стало возможным обслуживать в два раза больше объектов (до 70 магазинов).
Что касается транспортных компаний, то им внедрение ERP-систем позволяет добиться в первую очередь снижения затрат, связанных с транспортировкой грузов.
В целом можно отметить, что внедрение ERP-системы позволяет связать воедино — в одну информационную среду — все бизнес-процессы, что существенно повышает эффективность деятельности компании и, как следствие, позволяет снизить издержки, возникавшие из-за разобщенности разных участков деятельности.
Говорит генеральный директор
Иван Костин | генеральный директор ОАО «Мотовилихинские заводы», Пермь
Будучи генеральным директором ОАО «КамАЗ», я неоднократно убеждался, что с помощью информационных технологий удается снижать непроизводственные издержки и себестоимость продукции, оптимизировать логистику и повышать эффективность работы предприятия. Поэтому, возглавив «Мотовилихинские заводы», я принял решение о комплексном внедрении IT-технологий в подразделениях холдинга.
На первом этапе при помощи замкнутого оптико-волоконного кольца основные производственные площадки были соединены в единое коммутационное пространство. Одновременно унифицировались управленческие процедуры, регламенты и формы отчетности. Благодаря этому около полутора тысяч сотрудников получили возможность обмениваться информацией о производственной деятельности, сбыте, учете и проектировании. Затем на предприятии была внедрена транзакционная система, которая позволяет работать с уже унифицированными управленческими процедурами и формами отчетности. Теперь с помощью нашей корпоративной информационной системы можно не просто фиксировать и сохранять в базах данных информацию о текущей хозяйственной и управленческой деятельности, но и анализировать бизнес-процессы, прогнозировать внутренние риски, составлять планы и при необходимости корректировать их.
Я без труда получаю результаты работы сбытовых служб за интересующий отрезок времени и понимаю, какой объем продаж приходится на клиентов, с которыми заключены долгосрочные контракты, и сколько у нас так называемых случайных покупателей. Немаловажным результатом внедрения IT-технологий стало сокращение управленческого персонала и, соответственно, снижение числа согласований, уменьшение бюрократии в холдинге. За прошлый год количество чиновников в управляющей компании и «дочках» холдинга уменьшилось почти на 500 человек. В итоге в 2006 году ежемесячно мы только на зарплате экономим около 4,5 млн рублей.
Рассказывает практик
Сергей Сухинин | начальник отдела автоматизированных систем управления ОАО «Научно-производственный комплекс „Элара“», Чувашия
Отсутствие единой интегрированной информационной системы раньше не позволяло корректировать в реальном режиме времени производственную программу, что приводило к возникновению дефицита в сборочном производстве, неритмичной работе цехов, снижению качества изготовления продукции, большому расходу материалов. Мы несли огромные издержки, сократить которые можно было только с помощью IT-технологий.
Поскольку наше предприятие производственное, при выборе информационной системы был сделан упор на автоматизацию планирования и управления производством. Выбор пал на систему ERP-класса.
Оптимизируя планирование и управление предприятием, мы в первую очередь ожидали:
- снижения запасов закупаемых материалов на складах;
- более эффективного использования оборотных средств предприятия;
- снижения объемов незавершенного производства;
- формирования исполнимой производственной программы с учетом загрузки мощностей;
- совершенствования процедуры нормирования материалов;
- формирования единых перечней используемых материалов;
- более точного планирования заказов на закупку (это приводит к сокращению неликвидов материалов на складах предприятия).
Благодаря внедрению ERP-системы нам удалось реализовать планирование связанных во времени потребностей в материалах на основе точных сведений об остатках на складах. Это позволило уже в первый год работы системы снизить потребность в оборотных средствах на 40%. А в дальнейшем — работать исходя из точных данных бюджета закупок, приобретая только то, что действительно требуется для производственной программы. Помимо этого, на предприятии произошли структурные изменения, которые позволили на 50% сократить численность производственно-диспетчерского отдела без потери управляемости цехами.
Результаты использования ERP-системы на нашем предприятии:
- Все участки бизнеса прозрачны и контролируются на основе измеряемых показателей. Люди несут персональную ответственность за то, что делают (или не делают), от этого зависит их заработная плата.
- Только за 2005 год материальные запасы на складах основного производства сократились на 60 млн руб.
- Запасы неликвидов сократились на 20 млн руб.
- Мы контролируем процессы закупок материалов и их распределение по цехам.
- Мы оптимизируем бюджет закупок, оперативно корректируя его с учетом изменений, происходящих на предприятии.
- Мы можем прогнозировать загрузку оборудования и рассчитывать необходимое количество основных производственных рабочих по цехам, тем самым оптимизируя их численность.
Нина Носырева | директор департамента корпоративного управления и развития УК «Автолайн-Транслайт», Москва
Автомобильный парк группы «Автолайн» насчитывает более двух тысяч собственных автомобилей и примерно 500 арендованных. Около двух лет назад акционеры компании приняли решение внедрить на всех наших предприятиях ERP-систему на базе Microsoft Axapta, в которой можно было бы:
- осуществлять выпуск автобусов на линию;
- контролировать и анализировать качество работы различных служб предприятий;
- учитывать данные по подвижному составу, топливу, запчастям;
- анализировать информацию о ремонте автотранспорта;
- вести учет дорожно-транспортных происшествий.
Внедряемая у нас ERP-система может поддерживать, по сути, все бизнес-процессы в компании, начиная с первичных документов и заканчивая принятием стратегических решений. На основе хранящейся в ней информации можно:
- оптимизировать количество имеющегося автотранспорта,
- контролировать время нахождения машин в ремонте,
- контролировать затраты, связанные с расходованием запчастей.
Поскольку ERP-система стала своего рода связующим звеном для всех предприятий компании, наш генеральный директор может в любой момент просмотреть данные по той или иной позиции: количество подвижного состава, сотрудников, расходы и издержки по каждому предприятию. Также система позволяет получать информацию о каждой машине: где она находится, в каком состоянии и т. д. Говорить о кардинальном снижении издержек пока рано. Однако, к примеру, в связи с переходом диспетчерского отдела на автоматизированный режим работы уже сейчас наблюдается сокращение ручного труда.
Системы бюджетирования
Внедрение систем бюджетирования является важной задачей для стратегического развития и управления предприятием. Системы бюджетирования позволяют существенно повысить уровень контролируемости всех затрат, что ведет к общему снижению издержек, повышению эффективности деятельности и прибыльности предприятия. Однако еще более ценно то, что системы бюджетирования предоставляют генеральному директору информационную базу для принятия управленческих решений.
Рассказывает практикМария Игнатьева | финансовый директор инвестиционного холдинга «Финам», Москва
Для нашего холдинга система бюджетирования — один из инструментов планирования развития всех подразделений, а также дополнительный инструмент контроля их деятельности.
- Благодаря внедрению системы удалось установить жесткую связь между стратегическими планами холдинга и бюджетами его отдельных подразделений. Система позволила сориентировать руководителей подразделений на контроль над расходами — теперь каждое мероприятие проводится не для того, «чтобы было», а с конкретной целью. Это дало возможность отказаться от ряда непродуктивных дорогостоящих мероприятий по продвижению, снизить издержки, сохранив и даже увеличив общую эффективность деятельности.
- Вторая достигнутая цель — повышение уровня управленческого контроля со стороны руководства компании. Раньше решения по значительному блоку мероприятий принимали менеджеры подразделений, теперь же каждая статья затрат отражается в системе бюджетирования, что позволяет топ-менеджменту получать четкую картину происходящего.
Прочитать статью полностью вы можете в электронном журнале «Генеральный Директор».