-
-
-
Простите, что прерываем Вас...

Этот файл доступен для скачивания только зарегистрированным пользователям. Станьте им. Регистрация быстрая.

А скачивать сможете не только этот, но и сотни других полезных шаблонов и документов для управленцев.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и скачать материал
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем Вас...

Этот файл доступен для скачивания только зарегистрированным пользователям. Станьте им. Регистрация быстрая.

А скачивать сможете не только этот, но и сотни других полезных шаблонов и документов для управленцев.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и скачать материал
Зарегистрироваться
-

Изучение потребителя

29 июня 2021
5369
Средний балл: 0 из 5
Источник фото: 1btl.ru
Источник фото: 1btl.ru

Анализ потребительского поведения позволяет сформировать представление о том, какие желания, проблемы и интересы есть у клиентов. Исследования, связанные с целевой аудиторией, помогают оценить поведение потребителей и выстроить успешный бизнес. 

Почему важно изучать потребительское поведение

Потребители – это субъекты, которые приобретают товары и услуги, представленные на рынке, с целью удовлетворить свои потребности. Существует два вида покупателей: конечные и организации. Конечные потребители являются прямыми получателями того или иного продукта, приобретенного для индивидуального использования. Организации, а также индивидуальные предприниматели чаще всего покупают готовые товары или ресурсы, чтобы задействовать их в собственных продажах.

Вне зависимости от вида клиентов их поведение характеризуется как совокупность всевозможных реакций, вызванных конкретным товаром или услугой, их эксплуатацией, принятием выбора и т.д. Благодаря исследованию таких реакций бизнес разрабатывает стратегию работы с клиентами: как привлечь новых, удержать лояльность старых, продавать больше и др. 

Какие преимущества дает анализ потребительского поведения бизнесу? 

  • Точный портрет целевой аудитории. В результате исследования компания получает полные сведения о поле, финансовом достатке, роде деятельности и других факторах, влияющих на решение клиента о приобретении товаров и услуг. Сюда также входит информациях о рекламных каналах, которыми они пользуются, количестве покупок, территории, где они их совершают и т.д. 
  • Формирование представления о лояльности бренду. Определяется степень информированности целевой аудитории о продукции. В дальнейшем эти сведения используют, чтобы понять, каким образом выстраиваются взаимоотношения между отдельными участниками рынка, кто является основными конкурентом, что влияет на выбор клиента и т.д. 
  • Сегментирование целевой аудитории. Такая стратегия подразумевает разделение потенциальных клиентов на несколько целевых групп в соответствии с определенными характеристиками. Это помогает бизнесу определить, какие товары и услуги необходимо предлагать конкретным потребителям, а какие не будут представлять для них никакого интереса. 
  • Позиционирование товаров. Это метод, направленный на формирование у потребителя представления о продукции через создание различных образов. Это могут быть технические характеристики товара, его преимущества по сравнению с конкурентными продуктами, низкая цена и т.д. 
  • Поиск маркетинговых инструментов. Информация, полученная в рамках анализа потребительского поведения, служит основой для подбора наиболее эффективных рекламных каналов и методов для продвижения товаров и услуг.

Такое исследование играет важную роль для любой компании в современных условиях серьезной конкуренции на рынке. Прежде чем запускать новую услугу или товар на рынок, важно убедиться в том, что среди целевой аудитории наблюдается спрос на эту продукцию. В противном случае бизнес рискует столкнуться с убытками. Своевременная адаптация ассортимента под желания и интерес потребителя – залог успешного бизнеса и улучшения его позиций. 

Школа Генерального Директора предлагает собственный курс «MBA Intensive: стратегический менеджмент в условиях кризиса». Такое обучение подойдет всем, поскольку оно проходит в дистанционном формате. Это позволяет совмещать учебу с постоянной работой.

Освоив нашу программу, вы научитесь повышать ключевые показатели эффективности сотрудников, внедрять современные технологии и вести свою команду к общей цели.

Курс состоит из теоретического материала, который включает в себя следующие темы:

  • Личная эффективность руководителя и лидерство.
  • Стратегический и операционный менеджмент.
  • Финансовый менеджмент.
  • Маркетинг, продажи, сотрудники, проекты и т. д.

Основные виды и этапы поведения потребителя 

На данный момент принято выделять четыре модели поведенческой реакции целевой аудитории по отношению к приобретению товаров и услуг: сложное, неуверенное, привычное и поисковое. Рассмотрим различия между ними. 

  1. Сложное поведение можно в первую очередь заметить там, где есть широкий ассортимент продукции. Прежде чем совершить покупку, потребитель долго изучает свойства отдельных товаров, внимательно знакомится с их характеристиками. В этом случае продавец должен уметь правильно презентовать товар и ответить на все вопросы клиента. 
  2. Неуверенное поведение возникает там, где предложение со стороны бизнеса является ограниченным, а спрос на товар – высокий. В то же время потребитель ощущает потенциальные риски, которыми может обернуться покупка. Менеджер по продажам должен использовать свои навыки, чтобы убедить клиента приобрести товар, ссылаясь на извлечение из этого выгоды. 
  3. Привычное поведение клиентов подразумевает, что, совершая покупку, они ориентируются на мнение авторитетных для них лиц. Чтобы вызывать интерес к продукту, бизнесу необходимо использовать систему бонусов и скидок. 
  4. Поисковое поведение целевой аудитории наблюдается в тех рынках, где один и тот же товар предлагает большое количество производителей. Потребители стремятся протестировать и оценить все предложения, прежде чем останавливать свой выбор на одном. Чтобы мотивировать клиента на покупку у конкретного продавца, важно работать над позиционированием товара.

Потребительские реакции на товары могут характеризоваться разной частотой покупок, приобретением дополнительных продуктов и т.д. Первичные действия поведения потребителя – это повторение покупок у одного и того же бренда в силу его лояльности к нему. Зачастую повлиять на устоявшееся мнение клиента довольно трудно. 

В то же время выделяют и импульсивные действия, когда покупатели совершают покупки, не планируя их заранее. На это влияет их эмоциональное состояние. Алгоритм принятия решений в поведении потребителя значительно сокращается. 

В общем виде такой алгоритм состоит из пяти шагов потребительского поведения – это осознание, поиск, анализ и принятие решений, а также реакция. 

Шаг 1. Осознание

На первом этапе покупатель ощущает на себе влияние различных факторов, связанных с товаром. Это могут быть его физические характеристики, запахи, цвет, привлекательная упаковка и т.д. Благодаря изучению этих факторов компания может получить ряд конкурентных преимуществ. 

Шаг 2. Поиск

Пережив влияние этих факторов, покупатели стремятся найти больше информации о товаре, прежде чем совершать покупку. Каналами информирования могут быть рекламные источники, средства массовой информации, а также мнение авторитетных для клиентов лиц. 

Шаг 3. Анализ и принятие решений

Собранные данные подлежат оценке. Сравнивая различные характеристики, покупатель принимает окончательное решение о том, какой именно товар удовлетворяет его потребности в наибольшей степени. Для бизнеса важно отследить, какие источники для анализа использует клиент.

Шаг 4. Реакция

После эксплуатации продукта клиент формирует окончательное мнение о нем: положительное или отрицательное. Если покупатель остался довольным покупкой, шансы на повторные продажи у компании увеличиваются. Если же реакция оказалась негативной, важно проанализировать, почему клиент не был удовлетворен. 

Методы анализа поведения потребителя

Изучение реакции целевой аудитории на предложенные товары и услуги помогает решить сразу три задачи:

  • Понимание интересов покупателей. Для этого бизнесу важно сегментировать рынок и моделировать поведение целевой аудитории. 
  • Предоставление выбора. Ассортимент продукции зависит от конкретных функций товаров, стоимости их производства, а также территории продажи. 
  • Информирование клиентов об ассортименте. Это происходит за счет рекламных каналов.

Такое исследование позволяет получить полное представление о том, кто покупает и какие товары, когда они это делают, каким образом они принимают решения о покупке, что их мотивирует на это и т.д. Для изучения этих аспектов используют несколько способов: опросы, интервью, а также фокус-группы. 

Опросы

Поведение клиентов можно проанализировать при помощи опросников и анкет. Они включают в себя как открытые, развернутые вопросы с возможностью подробно выразить свою позицию, так и закрытые – на них можно ответить «да» или «нет». Не стоит делать опросник слишком объемным, поскольку потенциальные клиенты могут отказаться от его прохождения.

Чаще всего такие опросы организовывают в крупных торговых центрах, а также в формате онлайн: в социальных сетях, на официальном сайте предприятия, через массовые рассылки по электронной почте. Чтобы мотивировать потребителей на заполнение анкеты, используют системы бонусов. 

Интервью

В отличие от опроса интервью как метод оценки поведения потребителей дает более развернутые ответы. Во время интервью участники рассказывают, что заставляет их принимать окончательное решение о покупке, какие каналы для информирования о товаре они используют, какие эмоции испытывают и т.д.

Для организации такого интервью необходимо подготовить план, и в нем указать цели и задачи исследования целевой аудитории. Полученные данные бизнес использует для глубинного анализа своей деятельности с точки зрения привлекательности для потребителя и удовлетворения его потребностей. 

Фокус-группа

Этот метод исследования имеет сходства с интервью. Однако в этом случае для анализа поведения всей целевой аудитории предприятия выбирают только несколько его представителей. В таком разговоре принимает участие модератор. В его обязанности входит координирование дискуссии, мотивирование участников фокус-группы на высказывание собственного мнения, а также постановка определенных вопросов.

Такой метод способствует изучению клиентов, позволяет проанализировать новые товары, которые еще не были запущены на рынке, и эффективность маркетинговой стратегии компании.

Подписка на журнал «Генеральный Директор»

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.