-
-
-
Простите, что прерываем Вас...

Этот файл доступен для скачивания только зарегистрированным пользователям. Станьте им. Регистрация быстрая.

А скачивать сможете не только этот, но и сотни других полезных шаблонов и документов для управленцев.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и скачать материал
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем Вас...

Этот файл доступен для скачивания только зарегистрированным пользователям. Станьте им. Регистрация быстрая.

А скачивать сможете не только этот, но и сотни других полезных шаблонов и документов для управленцев.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и скачать материал
Зарегистрироваться
-

Как повысить квалификацию персонала

10 октября 2023
10599
Средний балл: 0 из 5
экс-шеф-редактор портала gd.ru (Актион Управление)

Как повысить квалификацию персонала

Современные компании должны больше внимания уделять обучению сотрудников. В этой статье мы расскажем, как правильно провести повышение квалификации персонала.

Суть повышения квалификации и аттестации работников

Повышение квалификации персонала – это процесс получения сотрудниками новых знаний, усвоения новых навыков и приемов работы. Чтобы компания оставалась конкурентоспособной и не теряла своих позиций на рынке, она должна постоянно заботиться о высокой квалификации своих работников.

Преимущества и цели повышения квалификации персонала

Повышение квалификации персонала обладает следующими преимуществами:

  • Использование новых технологий и производственных методов. Специфическое программное обеспечение или техника, требующая специальных знаний, могут существенно повысить эффективность работы компании, однако для этого нужно подготовить соответствующие кадры.
  • Повышение качества товаров и услуг. Качество конечного продукта компании зависит от уровня квалификации руководителей предприятия и его отделов, а также от менеджеров, работающих с клиентами напрямую.
  • Выявление потенциальных руководителей. Разные специалисты могут проявлять себя по-разному во время обучения и получения новых знаний. Такие мероприятия помогают определить будущих лидеров и сформировать план их карьерного продвижения.
  • Повышение гибкости организации. Сотрудники компании, которые приобрели новые знания и навыки, смогут лучше понимать требования клиентов и реагировать на меняющиеся условия рынка.

Цели повышения квалификации работников предприятия:

  • Расширение знаний и навыков сотрудников. В результате этого может существенно повыситься качество и скорость работы персонала.
  • Мотивация работников. Компания, вкладывающая средства в развитие сотрудников, подтверждает, что заботится о кадрах.
  • Снижение уровня текучести персонала. В некоторых случаях повышение квалификации может способствовать снижению текучести кадров сильнее, чем премирование.
  • Внедрение новых технологических решений. Чтобы оставаться конкурентоспособным, предприятие должно использовать современные технологии.
  • Воспитание собственных кадров. В ряде случаев компаниям выгоднее обучать своих сотрудников, чем искать специалистов на стороне.

Что такое независимая оценка квалификации и как ее провести 

Независимая оценка квалификации – подтверждение соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным законодательством. Как, где и зачем ее проводить, узнайте в Системе Генеральный Директор.

Независимая оценка квалификации >>

Кого из персонала отправить на повышение квалификации

Неверный выбор претендентов на повышение квалификации может вызывать следующие риски:

  • в качестве участника выбран человек, который и так знает и умеет то, чему его хотят научить;
  • сотрудник, обучение которого оплачивает работодатель, через некоторое время уходит на другое место работы.

Руководство компании должно правильно определить возможности и потенциал работников, которые претендуют на получение новых знаний. Такие меры должны приносить максимум пользы для организации. Чтобы выяснить, кто лучше всего подходит для прохождения повышения квалификации, можно провести анкетирование на предприятии или узнать больше об уровне профессионализма конкретных сотрудников.

Методы повышения квалификации персонала

Методика повышения квалификации работников на предприятии может быть внутренней и внешней. В первом случае обучение проходит в пределах компании с использованием документации, оборудования и материалов, которыми сотрудник пользуется в повседневной работе. Во втором случае в процессе обучения применяются ресурсы, которые не всегда доступны работникам.

Методы повышения квалификации внутри фирмы:

  • Инструктаж – способ обучения, который предполагает приобретение профессиональных навыков на новом рабочем месте.
  • Коучинг – метод, при котором сотрудники взаимодействуют с тренером. При этом тренер должен заботиться о налаживании связей между всеми участниками процесса.
  • Ротация – перевод работника в другой отдел компании. Такой подход способствует расширению навыков и повышению уровня квалификации сотрудников.
  • Наставничество – процесс передачи знаний от опытных сотрудников к менее опытным.
  • Стротеллинг – для повышения квалификации молодых работников используются факты и история организации.

Методы внешнего повышения квалификации:

  • Конференции, встречи, отраслевые мероприятия – способ обучения, который позволяет развивать навыки общения и логическое мышление сотрудников.
  • Лекции – оптимальный метод повышения квалификации персонала для работодателей, которые стремятся донести большой объем информации в короткий срок и при этом охватить максимальную аудиторию.
  • Семинары и тренинги – способ обучения, предполагающий диалог между обучающимися и тренером, что позволяет проверить, насколько хорошо усвоен теоретический материал.
  • Интерактивные курсы – долгосрочная учебная программа, во время которой можно оценить уровень полученных знаний.
  • Деловая игра – решение реальной проблемы производства группой обучающихся.
  • Баскет-метод – способ повышения квалификации, который основан на имитации реальных ситуаций.
  • Видеоуроки и дистанционное обучение – такие методы не требуют поиска преподавателя и специального помещения для обучения. Наличие компьютера и доступа к интернету позволяют усваивать материал в любом удобном для сотрудников месте.

Виды и формы повышения квалификации персонала

Повышение квалификации, обучение и аттестация персонала имеет различные формы, которые могут отличаться по различным критериям: по уровню связи с практикой производства, организации процесса обучения, целевым группам. Мы приведем примеры основных форм повышения квалификации работников.

В зависимости от того, кто проводит повышение квалификации, это процесс может быть внешним (за пределами компании) и внутрифирменным (в пределах компании).

Обучение может проходить с отрывом от рабочего места и без него. Повышение квалификации без отрыва от рабочего места считается экономически выгодным, однако специалисты рекомендуют сочетать обе формы.

По степени организованности: самостоятельное повышение квалификации и организованное.

В зависимости от целевых групп: повышение квалификации управленческого персонала, обучение линейных специалистов и рабочих, а также открытое повышение квалификации, в котором могут принимать участие даже члены семей сотрудников.

система гендир

Вопрос недели

Куда можно направить персонал на повышение квалификации

Повышение квалификации может быть одним из направлений деятельности следующих образовательных учреждений:

  • Федеральные, региональные и отраслевые институты повышения квалификации.
  • Академии, кроме учреждений, относящихся к вузам.
  • Школы и центры повышения квалификации.

Все образовательные учреждения, оказывающие подобные услуги, должны иметь соответствующую лицензию.

Наличие лицензии не является обязательным условием для организаций, которые проводят единоразовые семинары, стажировки и лекции, а также для тренеров и специалистов, чья деятельность подтверждается иными документами.

Как повысить квалификацию персонала

Законодательные нормы, регулирующие процесс повышения квалификации персонала

Вопросы, связанные с обучением персонала компании, регулирует Трудовой кодекс. Согласно нормам ТК РФ, работодатель вправе сам решать, нужно ли проводить обучение сотрудников в интересах предприятия, отправлять ли работников на курсы, семинары или на полный курс учебных заведений.

В некоторых случаях обучение сотрудников предписывается законодательством, «если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности».

Наниматель обязан предоставить сотруднику необходимые условия для совмещения работы и учебы. Он не имеет права отказать работнику в учебном отпуске и заменять его неоплачиваемым отпуском или отгулами.

Перед началом прохождения обучения компания должна заключить договор с образовательным учреждением. К договору прикладываются расписание и предметы выбранного образовательного учреждения с указанием количества часов, отведенных на посещение дисциплин.

После прохождения обучения образовательное учреждение обязано предоставить сотруднику документы государственного образца:

  • удостоверение о краткосрочном повышении квалификации – для тех, кто обучался от 72 до 100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации – для тех, кто обучался более 100 часов;
  • диплом о профессиональной переподготовке – для прошедших повышение квалификации длительностью более 500 часов;
  • диплом о присвоении квалификации – для тех, кто обучался более 1000 образовательных часов.

Это требование не распространяется на случаи, когда образовательная программа длилась менее 72 часов.

Мнение эксперта

Анастасия Боровская,
Директор «Русской Школы Управления»

Советы, которые помогут сделать процесс повышения квалификации персонала в компании более эффективным

Совет 1. Не спешить с внедрением новых знаний

Получить знания на занятиях в аудитории несложно, но основная задача – применить потом полученные знания на практике. Только лишь изучив теорию, нельзя стать хорошим переговорщиком или научиться планированию. Иногда для этого требуется много часов самостоятельной практики. После обучения сотрудник должен обязательно отрабатывать навыки, многократно самостоятельно повторяя нужные действия.

В аудитории очень сложно организовать такие тренировки, так как наработка навыков требует времени. На занятии можно попробовать и почувствовать, как это работает, но далее отточить технику мастерства в работе придется самостоятельно.

Не стоит сразу использовать новые навыки на практике. Лучше начать с создания учебных ситуаций с «пилотными» задачами, состоящими из простых элементов, которые будут циклично и многократно повторяться. Когда навык будет отточен, можно начинать использовать его в реальной работе.

Совет 2. Формировать базу знаний и обучать других

Важно чтобы по итогам обучения отучившийся сотрудник не стал уникальным держателем новых знаний. Иначе он будет либо использовать их в одиночку и станет незаменимым, либо не будет использовать вообще, так как самостоятельно не найдет им применения.

Серьезный прогресс в понимании какой-либо темы происходит во время обучения других людей. В первую очередь это коллеги или подчиненные. Передать знания можно, раздав свои учебные материалы или просто пересказав то, что удалось узнать на обучении. Но будет лучше, если этот процесс будет формализован в компании: каждый прошедший обучение сотрудник должен предоставить материалы, написать резюме по обучению, сделать подробную презентацию, рассказать о планах внедрения всего изученного в реальную работу.

Неожиданные вопросы в процессе презентации, необходимость описывать тему с разных точек зрения, неоднократное повторение одного и того же – все это хорошие способы закрепить пройденный во время повышения квалификации материал.

Заключение

На сегодняшний день обучение персонала является одним из основных условий повышения конкурентоспособности предприятия, этот принцип лежит в основе многих стратегий современных компаний. При выборе методов и форм повышения квалификации руководители предприятий должны обращать внимание на экономическую целесообразность и эффективность выбранных инструментов.

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.