Субординация помогает выстроить отношения в коллективе и правильно организовать рабочий процесс. При этом соблюдать субординацию должны не только подчиненные, но и сам руководитель.
Что такое субординация на работе
Совместная деятельность требует грамотной расстановки людей, отношения между которыми четко выстроены. Основаны эти отношения на принципах власти и авторитета: младшие подчиняются старшим. Именно так простыми словами можно объяснить, что означает слово «субординация».
Изначально понятие «субординация» (от лат. subordinatio – «подчинение») относилось к армии и означало особый механизм контроля, основанный на безоговорочном подчинении младших воинских чинов старшим. Правила поведения и порядок действий строго регламентированы и находят свое отражение в воинском уставе. Принцип субординации в армии – приказы не обсуждаются. Сегодня субординация – более широкое и гибкое понятие, которое определяет характер взаимоотношений в любом коллективе.
Субординация в рабочем коллективе (корпоративная субординация) – это система служебных отношений, основанных на иерархии и соблюдении дистанции между руководителями и подчиненными.
Из определения субординации следует, что такой тип взаимоотношений предполагает послушание и признание авторитета. Однако субординация этим не ограничивается. В трудовом коллективе она предусматривает особый порядок выполнения приказов и отчетности о проделанной работе, форму обращения к коллегам и к руководству (на «вы» или на «ты»), формат устного и письменного общения, возможность проявить инициативу, обжаловать действия своего непосредственного руководителя. Субординация определяет и то, насколько легко и быстро сотрудник может обратиться к руководству с просьбой или вопросом: через запись на прием у секретаря или просто постучав в дверь кабинета.
Соблюдать субординацию – это значит уважать своих коллег и демонстрировать это. При этом уважение должно быть взаимным, независящим от статуса и должности: руководители тоже должны уважительно относиться к подчиненным.
Субординацию не следует воспринимать как ущемление чьих-то прав. Главная цель соблюдения субординации – организовать слаженную работу всего коллектива, разграничить обязанности, когда каждый сотрудник четко знает, с кем, как и по каким вопросам он должен взаимодействовать, кто его непосредственный начальник.
Субординация сохраняет отношения в коллективе в рамках деловых, создает доброжелательную атмосферу. Умение соблюдать субординацию – отличительный признак профессионализма.
Правила делового этикета
Как правильно здороваться с коллегами, как обмениваться визитками, как вести себя на онлайн-встрече, узнайте из рекомендации Системы Генеральный Директор.
Что значит субординация между разными должностями
В каждой компании есть иерархическая структура. У каждой должностной единицы есть свое место в этой структуре, определенные функции и обязанности. Именно на этом и базируется субординация: служебные отношения между сотрудниками определяются тем уровнем, который они занимают в данной иерархии. При этом действует принцип подчиненности: младшие сотрудники выполняют распоряжения старших по должности, признают их авторитет.
Но значение субординации – это не только подчинение старшим. Она регулирует отношения как между руководителем и подчиненными, так и между сотрудниками одного уровня. Выделяют два вида субординации: вертикальную и горизонтальную.
Восемь обязанностей директора, которые нельзя делегировать
Книги и бизнес-тренеры учат, как руководитель должен уметь делегировать, но не говорят, что менеджер не должен отпускать. В итоге директора становятся харизматичными и «хорошими» руководителями, делегируют, не занимаются микроменеджментом и, несмотря на это, теряют деньги. Редакция Системы Генеральный Директора написала о том, что, по мнению ваших коллег, делегировать нельзя или невозможно.
Узнать 8 обязанностей директора
Вертикальная субординация
Применяется в отношении сотрудников, которые стоят на разных ступенях иерархической лестницы. Это отношения «сверху → вниз», т. е. «начальник → подчиненный». Основной принцип – выполнение приказов руководителя. Вертикальная субординация в коллективе дает четкое распределение ролей: каждый знает свою зону ответственности.
Количество уровней зависит от величины компании. В небольшой фирме их два: директор и подчиненные. Вертикальная субординация усложняется при расширении штата сотрудников, проявлении новых отделов внутри компании. При сложной, разветвленной иерархической структуре руководители есть не только у подчиненных, но и у самих руководителей. Каждый из начальников низшего уровня управляет своим подразделением и все вместе они подчиняются высшему руководству. При этом уровней и управленческих позиций может быть более десятка. Без вертикальной субординации не обойтись в крупных государственных компаниях и органах власти.
Мнение эксперта
Андрей Школин, главный редактор журнала «Генеральный Директор» (Актион Управление)
Порой сотрудники «прыгают через голову», не воспринимают линейных руководителей и решают все вопросы с генеральным директором. От такого нарушения субординации страдает сам гендир, который тратит свое время на проблемы подчиненных, а компания не развивается.
В такой ситуации гендир может пересесть в отдельный кабинет. А иногда и поработать удаленно, чтобы у сотрудников не было ко нему прямого доступа. Если подчиненные все же приходят к директору с проблемами, можно отправлять их к линейным руководителям.
Наконец, если рядовые сотрудники звонят, можно просто не брать трубку. Но перезвонить — через пару часов. В 90% случае вопрос будет уже решен линейным руководителем. Со временем все задачи станут решаться на уровне линейного руководства.
Горизонтальная субординация
Определяет взаимодействие между сотрудниками одного иерархического уровня. Это отношения между равными: «коллега – коллега». Горизонтальная субординация нужна, чтобы выстроить единый порядок общения. В этом значении соблюдать субординацию – значит придерживаться общих для всех норм корпоративной этики. Основа отношений: равноправие, взаимопомощь, взаимное уважение и, если возможно, взаимозаменяемость.
В России по традиции любят выстраивать вертикальную многоуровневую субординацию. Порой ее умудряются выстроить даже в мелких компаниях, в которых она не нужна и выглядит гротескно. Не во всех видах бизнеса такая модель является эффективной.
В западных компаниях, напротив, наметилась тенденция к уменьшению количества вертикальных уровней и увеличению роли горизонтальных служебных отношений. Во главе угла стоит конкретная задача, на достижение которой работает вся компания. Каждое звено понимает свою роль в общем деле, что повышает заинтересованность в результате (принцип ownership – относиться к компании, как к своему бизнесу). Исполнители любого уровня значимы: от руководителя группы до стажера. Вопросы вертикальной субординации отходят на второй план: порой она отсутствует вовсе или носит формальный характер. Нет большой дистанции в общении: руководство становится более доступным. Отношения «начальник – подчиненный» – партнерские. Упор на горизонтальную субординацию делают молодые креативные компании, часто из сферы IT.
Пример:
Илон Маск в своем открытом письму сотрудникам отмечает, что в его компании Tesla кто угодно может напрямую обратиться к руководству, в том числе и высшему – самому Илону Маску:
Правила субординации для сотрудников
Субординация на работе – это свод правил, которые являются частью корпоративной культуры компании и формулируются высшим руководством.
В деталях они варьируются в разных организациях, но есть базовые принципы, единые для всех. Основаны они на правилах делового этикета:
- Каждый должен здороваться со всеми сотрудниками независимо от их статуса и должности.
- Выбирая форму обращения (на «ты» или на «вы», с отчеством или без), стоит ориентироваться на устоявшиеся правила, принятые в конкретной компании. В крупных организациях обычно обращаются ко всем без исключения на «вы». В маленькой компании, если руководитель допускает обращаться к нему по имени и на «ты», стоит делать именно так. Но вне зависимости от того, как вы называете друг друга между собой, при клиентах к руководителю нужно обращаться на «вы», иначе вы подорвете авторитет начальника. Еще одно правило: фамильярные прозвища на работе недопустимы, даже если вы дружите с коллегами. Оставьте их для посиделок за стенами офиса.
- Даже если в компании неформальный стиль общения, стоит сохранять дистанцию: не обсуждать на работе подробности личной жизни. Отношения с коллегами должны носить деловой характер, без панибратства. Общение должно происходить строго в рамках работы.
- Не обсуждайте руководителя и коллег за их спиной.
- Не позволяйте личным симпатиям и антипатиям влиять на рабочий процесс. Ругань, демонстрация неприязни, переход на личности – недопустимы.
- Грубое нарушение правил трудовой субординации – при возникновении проблем обращаться не к своему непосредственному начальнику, а сразу к вышестоящему руководству (прыгать «через голову»). Последнее допустимо, если общение с вашим начальником зашло в тупик или вы не согласны с его решением. Обжаловать действия своего руководства можно в порядке, который установлен рабочим регламентом.
- Если у подразделения есть свой непосредственный начальник, в первую очередь следует выполнять его распоряжения, а не приказы руководителя другого подразделения. Исключение: распоряжения высшего руководства.
- За свои ошибки необходимо отвечать, не перекладывая свою вину на коллег.
- Недопустимо приписывать себе чужие заслуги.
- Задача каждого сотрудника – сохранять доброжелательную атмосферу и взаимное уважение в коллективе.
В небольшой компании правила субординации обычно негласны и нигде не зафиксированы: подразумевается, что всем известно, что такое субординация, все ее соблюдают. В крупной компании руководитель может закрепить эти правила в следующих внутренних документах:
- правила трудовой дисциплины и внутреннего распорядка,
- кодекс корпоративной этики,
- должностные инструкции,
- трудовой договор с работником,
- коллективный договор.
При приеме на работу нового сотрудника стоит ознакомить его с правилами субординации на этапе обсуждения его обязанностей и полномочий.
Последствия нарушения субординации
Субординацию нарушают по незнанию и невнимательности. Иногда это намеренная провокация с целью продемонстрировать несогласие, повысить свою значимость и подорвать чей-то авторитет.
Последствия несоблюдения субординации:
- нарушение нормального рабочего распорядка,
- подрыв трудовой дисциплины,
- неблагоприятная атмосфера в коллективе,
- дискредитация начальства в глазах подчиненных и высшего руководства.
Несоблюдение субординации может стать причиной конфликтов, что будет сказываться на результатах совместной деятельности.
Нарушение правил субординации может повлечь за собой дисциплинарную ответственность (ст. 192 ТК РФ):
- Замечание: при однократном нарушении. От провинившегося можно потребовать объяснительную записку.
- Выговор: при однократном или систематическом нарушении. Выговор бывает устным и письменным, с занесением в личное дело.
- Увольнение: крайняя мера, которую принимают при грубом однократном нарушении правил корпоративной субординации. Речь должна идти о проступке, который попадает под действие административного или уголовного кодекса. Уволить могут и за систематическое негрубое нарушение норм, принятых в коллективе, когда предыдущие меры воздействия не приносят эффекта.
Субординация для руководителя: принципы и советы
Неверно думать, что соблюдать субординацию должны только подчиненные по отношению к руководству. Для боссов существуют свои правила деловой этики.
Руководитель-руководитель:
- Недопустимо указывать начальнику отдела на его ошибки перед всем отделом. Это подорвет его авторитет в глазах подчиненных.
- Если вы руководитель отдела, то не отдавайте приказы чужим подчиненным. Тем более не применяйте к ним меры наказаний.
- Докладывая вышестоящему руководству о проделанной работе, высказывайтесь четко, последовательно и понятно, а главное кратко. Выделяйте главную информацию, обязательно приводите факты и цифры.
- Когда руководитель другого отдела просит помочь, важно пойти навстречу, если вы сможете выполнить это задание.
- Не обсуждайте распоряжения высшего руководства со своими подчиненными.
- Передавайте выше по иерархической лестнице те проблемы и задачи, решить которые не в вашей компетенции.
Руководитель-подчиненный:
Главу компании, как правило, некому привлечь к ответственности за нарушение субординации с подчиненными. Но испорченная атмосфера в коллективе, текучка кадров и снижение производительности труда вам гарантированы.
Это серьезное основание, чтобы соблюдать следующие правила:
- Отдавайте распоряжения в корректной форме. Убедитесь, что они понятны подчиненным и не противоречат друг другу.
- Недопустимо отчитывать подчиненного перед всем коллективом. Для этого его необходимо вызвать в свой кабинет. Зато хвалить, напротив, стоит прилюдно.
- Поводом для ваших замечаний и критики должно стать стремление улучшить качество работы, а не желание продемонстрировать свою власть.
- Критикуя, делайте акцент на том, как выполнено порученное задание, а не на личностных качествах подчиненного. Будьте справедливы и объективны.
- Статус руководителя не дает вам право оскорблять и унижать подчиненных, переходить на крик. Будьте уважительны, доброжелательны и корректны.
- Относитесь одинаково ко всем. Не выделяйте любимчиков и изгоев. Это вызовет зависть, обиды и неприязнь сотрудников друг к другу, что сделает невозможным соблюдение горизонтальной субординации.
- Не увлекайтесь излишней авторитарностью. Помните, что за психологический климат в коллективе отвечает именно руководитель.
- Не обсуждайте с подчиненными их личные проблемы.
- Образ «рубахи-парня» несовместим со статусом руководителя. Не допускайте фамильярности и панибратства с подчиненными, даже если вне работы вы друзья или родственники.
- Избегайте излишнего формализма и жесткой дистанции. Будьте доступны для просьб и вопросов подчиненных.
- Празднуйте победы вместе с коллективом.
- Если вам требуется независимое мнение и критика, в вашей власти предложить подчиненным забыть о субординации на время обсуждения вопроса.
- Доведите до сведения сотрудников правила субординации, принятые в вашей компании.
- Не переусердствуйте в заботах о соблюдении субординации: ее назначение – поддерживать порядок, а не вводить в офисе жесткую воинскую дисциплину.
Субординация – это соблюдение норм и правил делового этикета как при общении с руководителем (вертикальная субординация), так и при общении с коллегами (горизонтальная субординация). Основные принципы – взаимное уважение, сохранение отношений в рамках деловых, соблюдение иерархии.
Субординация позволяет оптимизировать рабочий процесс и поддерживать авторитет начальства. За несоблюдение правил субординации можно получить выговор или даже увольнение.